Декоративная скульптура примеры: Какими бывают скульптуры? Монументальные памятники
Какими бывают скульптуры? Монументальные памятники
Skip to content
Содержание
- Классификация скульптур
- Композиция «Родина-мать зовет!», г. Волгоград
- Атланты Нового Эрмитажа
- Кариатиды на Невском проспекте
- Жанры скульптур
- Памятник Чижику-Пыжику
- Заяц на Заячьем острове
- Аллегория Ништадтского мира
- Пламя революции
- Янус двуликий
- «Памятник благотворителю», А. Миннулина, г. Казань
- «Первый шаг», Ф. Ф. Каменский, Русский музей
- «Сцена покупки», Э. Добровольский, г. Новосибирск
- Медный всадник, Санкт-Петербург
- Памятники М. И. Кутузову и Барклаю де Толли, Санкт-Петербург
- Памятник зодчим Казанского кремля, г. Казань
- «Похищение Прозерпины», Дж. Лоренцо Бернини
- «Смерть Адониса», Дж. Маццуоло
- Портрет Октавиана Августа, Мюнхен
- Формы скульптур
- Барельеф пьедестала Александровской колонны, Санкт-Петербург
- Горельеф «Марсельеза», Париж
- Из каких материалов изготавливаются скульптуры?
Скульптура — это не просто вид изобразительного искусства. Через художественные произведения, созданные из самых разных материалов, скульптор может передать свои идеи и переживания, отразить актуальные проблемы общества, нести определенный посыл не только современникам, но и потомкам. В отличие от изображений на плоскости, скульптура существует в трехмерном пространстве, что дает художнику еще больше возможностей выразить эмоции, ощущения, сделать композицию экспрессивной.
В этой статье мы рассмотрим виды скульптур и попробуем классифицировать их по жанру, стилю и форме, а также расскажем, из каких материалов сегодня изготавливают скульптуры.
Классификация скульптур
У каждой скульптуры есть свое предназначение. Скульптурные композиции принято делить на монументальные, монументально-декоративные и станковые. Рассмотрим подробнее каждый из видов.
Монументальная скульптураМонументальная скульптура включает памятники или монументы, которые имеют прямую связь с городской архитектурной средой. Такие произведения отличаются крупными размерами; часто художник передает какую-то значительную идею, а сам объект обобщен, в нем собраны несколько подобных и схожих по смыслу образов. Пример монументальной скульптуры — широко известная работа Е. В. Вучетича и Н. В. Никитина «Родина-мать зовет!», расположенная в Волгограде.
Монументально-декоративная скульптураМонументально-декоративная скульптура — это композиции, выполненные в качестве декораций и дополнения к архитектурным сооружениям или комплексам. Нам хорошо знакомы, например, атланты, поддерживающие крыльцо в виде галереи перед главным входом в Новый Эрмитаж. Это и есть пример монументально-декоративной скульптуры. К этой же группе можно отнести кариатид — статуи, изображающие задрапированные женские фигуры, установленные вместо колонн или вместе с ними. Все виды садово-парковой скульптуры также относятся к монументально-декоративной группе.
Станковая скульптураСтанковая скульптура — это произведения, не зависящие от окружающей среды и предметного окружения. Станковая скульптура выполняется в размерах, близких к натуральной величине (например, величине человеческого роста), или меньших размерах. Такие композиции рассчитаны на восприятие с близкого расстояния и несут самостоятельное значение. Их можно встретить как в музейных комплексах, так и в городской среде. Наиболее важный и часто встречающийся жанр станковой скульптуры — это портрет (голова, бюст, торс, фигура или группа фигур). Скульптурный портрет можно рассматривать с разных углов, что дает зрителю уникальную возможность дать всестороннюю характеристику изображенному герою.
Жанры скульптур
Скульптуры и памятники различаются не только по своему предназначению и заложенной идее, но и по жанрам. Искусствоведы выделяют следующие жанры скульптур:
Анималистический. Как становится ясно из названия, в этот жанр входят изображения животных и птиц, рыб, иногда — насекомых. Известные примеры скульптур в жанре анималистики — это памятник Чижику-Пыжику, расположенный на Первом Инженерном мосту в Санкт-Петербурге, а также памятник зайцу у Петропавловской крепости.
Аллегорический и символический. К этим жанрам относятся изображения, которые символизируют и олицетворяют некие абстрактные идеи. Например, когда художник хочет воплотить в скульптуре идею справедливости или истины, образ добродетели или определенную эмоцию, состояние, — он прибегает к аллегориям. Зачастую в качестве аллегорий скульпторы воплощают женские образы: вспомним хотя бы всемирно известную Статую Свободы.
В аллегорический жанр входят, в частности, такие произведения, как «Пламя революции» Веры Мухиной, скульптурная группа «Мир и Победа» («Аллегория Ништадтского мира»), расположенная в Летнем Саду в Санкт-Петербурге. В символическом жанре силу могут отражать статуи Геркулеса, невинность — скульптуры ягнят, согласие и мир — изображение пары голубей. Пример скульптуры в символическом жанре — статуя Януса двуликого, расположенная в Ватикане. Два его лица символизируют прошлое и будущее.
Бытовой. К бытовому жанру в скульптуре относят изображения героев в привычной для зрителя обстановке, часто — за повседневными делами, в знакомой среде. Как правило, бытовая скульптура выполняется в средних или малых размерах, а композиция состоит из нескольких фигур.
Исторический. Скульптура, исполненная в историческом жанре, отражает наиболее важные события мировой истории. Кроме того, к историческому жанру относятся портреты и бюсты великих людей и государственных деятелей, оказавших существенное влияние на развитие государства или всего человечества. Сразу вспоминается, например, Медный всадник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
Мифологический. Скульптура в мифологическом жанре отражает народные предания и популярные сюжеты из мифологии разных стран. Для такого жанра характерны динамичность, проработка деталей, а также естественность и реалистичность изображения героев. Важно, чтобы зрителю было легко распознать фигуру и идентифицировать сюжет, поэтому при создании скульптур и скульптурных композиций в мифологическом жанре художники уделяют особое внимание характерным предметам и элементам окружающей среды.
Портретный. Портретный жанр изображает не только исторических личностей, великих деятелей культуры, искусства и политики, но и обычных людей, ставших музами или моделями для скульпторов. Главное в портретном жанре – с точностью передать историческую достоверность и тонкие детали, черты лица и иногда – одежды или обмундирования изображаемого человека. Скульпторы, работающие в портретном жанре, изображают людей в полный рост, либо воссоздают бюсты, а также изображают отдельные части тела (торс, голову и т. д.).
Формы скульптур
Историки и искусствоведы подразделяют скульптурные формы на круглую и рельефную.
- Круглая скульптура – это статуя, скульптурная группа, бюст, – словом, любая скульптура, которую можно обойти и осмотреть с разных сторон. Такие скульптуры окружены свободным пространством.
- Рельеф – это такая форма, в которой фигура выступает из поверхности, от части оставаясь погруженной в плоский фон. Рельефы бывают трех видов:
- барельеф: фигура выпуклая, но выступает менее, чем наполовину.
- горельеф: фигура выпуклая, выступает наполовину.
- контррельеф: фигура не выпуклая, а заглубленная, «утопленная» в поверхности.
Рельефные скульптуры наиболее часто изображают масштабные и значимые исторические сцены или баталии, поскольку такой способ изображения позволяет художнику передать элементы окружающей среды, в которой представлены герои и события.
Из каких материалов изготавливаются скульптуры?
Скульптуры можно изготавливать из множества разных материалов, каждый из которых имеет свои особенности. Художники выбирают материал в зависимости от пожеланий заказчика и концепции проекта. Наиболее часто в изготовлении скульптур используются следующие материалы:
- Натуральный камень. Мрамор является наиболее традиционным материалом, веками применяющимся для ваяния скульптур. Этот камень идеален для воспроизведения нежных, лаконичных, часто женственных форм. Мрамор называют «королем каменной скульптуры», поскольку он объединяет в себе преимущества всех пород, а также имеет неповторимый узор, созданный самой природой. Наряду с мрамором в изготовлении скульптур часто используют гранит.
- Металл. Бронза — идеальный материал для передачи энергичных, мужественных форм. Бронзовые скульптуры изготавливаются путем отливки расплавленного металла в специальные формы. Интересная особенность бронзовых изделий заключается в том, что скульптуры, предназначенные для нахождения в условиях уличной среды, со временем приобретают темно-зеленый оттенок. Это происходит в следствие окисления металла под воздействием воздуха, а налет, образующийся на бронзовой скульптуре, называется патиной.
- Драгоценные материалы. С древних времен скульптуры вырезали из слоновой кости, отливали из благородных металлов. Из-за дороговизны материала такие скульптуры, как правило, создаются в небольших размерах. Для производства малых скульптурных форм также используются оникс и кварц.
- Дерево. Деревянная скульптура известна человечеству с древних времен. Особое распространение статуэтки и фигурки из дерева получили в Средние века. Из дерева изготавливались статуи святых, алтарные украшения и резные кафедры. Мастера чаще всего использовали липу или бук — такое дерево обладает мягкостью, хорошо поддается резцу, а линии получаются плавными и тонкими.
- Искусственные материалы
В Art Stone Group вы можете заказать скульптуру в любом стиле и жанре, выполненную в бронзе, мраморе, граните или в искусственном камне. Даже если вы не уверены в том, какая именно скульптурная композиция вам нужна, обращайтесь к нам — придумаем что-нибудь вместе!
ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ
Загрузить еще
Все Арт Тренды Технологии Стили Интервью Мероприятия
[luig-row] [luig-block]
[luig-taxonomy]
[luig-title]
[/luig-block] [/luig-row]
Загрузить еще
Скульптура.
Классификация и разновидностиСкульптура, ваяние, пластика (от лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.
Скульптура может быть изготовлена в любом жанре, самые распространенные жанры – фигуратив (портрет, исторический, жанровая композиция, ню, религиозный, мифологический) и анималистический жанр. Материалы для изготовления скульптуры многообразны: металл, камень, глина и обожженная глина (фаянс, фарфор, терракота, майолика), гипс, дерево, кость и др. Методы обработки скульптуры тоже разнообразны: литье, ковка, чеканка, высекание, лепка, резьба и др.
Существует два основных вида пластики: круглая скульптура (свободно размещающуюся в пространстве) и рельеф (объемные изображения располагаются на плоскости).
Обход — одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Образ скульптуры по-разному воспринимается с разных углов обозрения, и рождаются новые впечатления.
Круглую скульптуру делят на монументальную, монументально-декоративную, станковую и малых форм. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связаны с архитектурой.
Станковая скульптура — вид скульптуры, имеющий самостоятельное значение, рассчитанный на восприятие с близкого расстояния и не связанный с архитектурой и предметным окружением. Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине. Станковой скульптуре свойственны психологизм, повествовательность, часто используется символистический и метафорический язык. Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. Одним из наиболее важных жанров станковой скульптуры является портрет, дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого.
К станковой скульптуре относятся:
Бюст — погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре. | |
Скульптура малых форм — небольшие скульптурные произведения, созданные для украшения интерьера. К скульптуре малых форм относятся жанровые статуэтки, настольные портретные изображения, игрушки. | |
Скульптурная группа | |
Статуэтка — вид мелкой пластики — статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера. | |
Статуя — свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост или животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте. | |
Торс — скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией. |
Монументальная скульптура — скульптура непосредственно связанная с архитектурной средой и отличающаяся крупными размерами и значительностью идей. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения.
К монументальной скульптуре относятся:
Мемориал | |
Монумент — памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося общественного деятеля и т. п. | |
Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях). | |
Статуя — произведение искусства, созданное для увековечивания людей или исторических событий. Однофигурные и многофигурные композиции, бюсты, конные памятники | |
Стела — вертикально стоящая каменная плита с надписью, рельефным или живописным изображением. | |
Обелиск — четырехгранный, кверху суживающийся столб, увенчанный заострением в виде пирамиды. | |
Ростральная колонна — отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен скульптурными изображениями носовой части кораблей | |
Триумфальная арка, триумфальные ворота, триумфальная колонна — торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий. |
Декоративное искусство
Франция, 12 век
Реликварий Châsse, c. 1175/1180
выемчатая эмаль на позолоте
медь с сердцевиной из дуба
Коллекция уайденеров
1942.9.278
Посмотреть все предметы декоративно-прикладного искусства
Национальная художественная галерея, известная своими шедеврами живописи и скульптуры, также обладает исключительными образцами декоративно-прикладного искусства. Самые важные предметы были подарены семьей Уайденеров из Филадельфии. Питер Уайденер, который работал учеником мясника своего брата, значительно расширил свой бизнес, заключив контракт на поставку баранины армии Союза во время Гражданской войны. Из этого прибыльного предприятия он построил необычайный конгломерат, в который входили трамваи и коммунальные службы. После того, как его старший сын погиб при крушении «Титаника», младший сын Петра, Иосиф, занял видное место в семейных делах. Его безупречный вкус гарантировал, что одна из великих американских коллекций произведений искусства будет продолжать процветать.
Питер и Джозеф Уайденеры давно обдумывали создание национального художественного музея в Вашингтоне, округ Колумбия, и, когда выкристаллизовалась концепция Национальной галереи искусств, Джозеф в 1938 году пришел к выводу, что коллекция его семьи принадлежит столице страны. Среди его картин были шедевры Эль Греко, Вермеера, Мане, Констебля, Дега, Мурильо, Кастаньо и Ван Дейка. Однако он настаивал на том, чтобы вся коллекция представлялась как единое целое. Ключом к подарку была впечатляющая группа китайских фарфоровых изделий, в основном времен правления Канси, которую он и его отец собирали вместе в течение 50 лет. (Джозеф купил 54 фарфора из коллекции Дж. П. Моргана одним блоком за миллион долларов около 1915.) Он потребовал, чтобы фарфоровые изделия были установлены в залах Национальной галереи, чтобы отразить то, как они были выставлены в особняке Уайденеров за пределами Филадельфии. При этом условии картины и скульптуры Уайденера также будут переданы в галерею. Количество азиатских фарфоров увеличилось в 1970-х годах благодаря пожертвованию Грейс Стил коллекции Гарри Г. Стила.
Вместе с фарфором Виденера прибыла знаменитая чаша из сардоникса Сугерия, аббата Сен-Дени, к северу от Парижа, где находились гробницы королей Франции. Благодаря Джозефу Виденеру в галерее представлена небольшая сокровищница средневековых церковных предметов, роскошных гобеленов, великолепных расписных эмалей XVI века из Лиможа, итальянской майолики и другой керамики эпохи Возрождения. Здесь также можно найти один из 70 известных образцов фарфора Медичи, а также три образца замысловатой инкрустированной посуды французского Возрождения, известной как керамика Сен-Порше. Французская мебель 18-го века и другие предметы декоративного искусства пришли не только от Джозефа Уайденера, но и от наследников овдовевшей невестки Джозефа, миссис Джордж Дантон Уайденер. Таким образом, известные имена Лелеу, Эбена, Ризенера, Карлина и Крессента, среди прочих, также были представлены в коллекции Галереи. Важная панель из гигантской 9Был включен секретер 0019 , сделанный для Людовика XVI Давидом Рентгеном, который был расчленен во время Французской революции (он был включен в качестве верхней части другого стола).
Следуя примеру семьи Уайденер, Джордж М. и Линда Х. Кауфман значительно расширили сферу деятельности Галереи, подарив около 100 образцов крупной американской мебели. Он включает в себя произведения искусства нескольких крупных деятелей американского декоративно-прикладного искусства: Годдарда, Таунсенда, Сеймура, Амелунга, Боннина и Морриса и Дункана Файфа.
Знаменитые декоративные художественные скульптуры Список
1
0
Голосование
Москва Кремлин
МОСКОВА 1906 г. для царя Николая II в России. Он был подарен Николаем II в качестве пасхального подарка своей жене, императрице Александре Федоровне. В настоящее время оно хранится в Оружейной палате Кремля в Москве и является одним из немногих яиц Фаберже, никогда не покидавших пределы России.
- Genres (Art): Decorative arts
- Art Form: Sculpture
0
votes
2
0
VOTES
The Virgin and Child from Сент-Шапель — скульптура из слоновой кости, созданная, вероятно, в 1260-х годах и в настоящее время находящаяся во владении Лувра в Париже. Сам музей описывает его как «несомненно, самое красивое произведение ronde-bosse [в круглой] резьбе по слоновой кости из когда-либо созданных» и лучшее отдельное произведение искусства в волне скульптуры из слоновой кости, пришедшей из Парижа в 13 и 14 веках. .
- Subject: Child Jesus, Blessed Virgin Mary
- Genres (Art): Decorative arts
- Art Form: Sculpture
- Period / Movement: Gothic art
0
votes
3
0
ГОЛОСОВ
Шкаф, предположительно созданный Хьюгом Самбином, — это шкаф (предположительно), созданный Хьюгом 9013 9013
в 19081 году. 0044 Художник: Hugues Sambin
0
Голоса
4
0
Голосование
«Элеанора» Crystal Vase Vase Crystal Vase -Vase -Vases Prypal -Vases Prypar -Vasesan, созданный Soversan Vases, созданный Soversan Vase Presaves, созданный Sopal Vase Vase Vase Vase Vase Vase Vase Vase Pasase Vases, созданный сансенан. с ажурной оправой, созданной в XII в..
- Genres (Art): Decorative arts
- Art Form: Sculpture, Metalworking
- Period / Movement: Sassanid art, Byzantine art
0
votes
5
0
ГОЛОСОВ
Змеиный паштет
Змеиный паштет — блюдо, созданное каролингскими мастерами в 9 веке.