Симметрия в дизайне: Почему нам нравится симметрия в интерьере

Содержание

Почему нам нравится симметрия в интерьере

25.02.2022

285 Просмотров , 0 Комментариев

Очень часто от одного взгляда на

дизайн интерьера

у нас возникает чувство удовлетворенности или неудовлетворенности. Одно помещение сразу кажется удачно оформленным и привлекательным, другое — дисгармоничным и вызывающим легкое чувство тревоги.

Позже, вглядываясь в отделку, мы понимаем, что и в том, и в другом интерьере использованы качественные материалы, отделка произведена безупречно, да и цвет в целом одинаково приятен. Но первое впечатление приятия или неприятия сохраняется.

В чем же дело? Почему порой даже качественно выполненная отделка вызывает чувство неудовлетворения, и дизайн кажется неудачным? Все дело в симметрии!

Большинство людей подсознательно хотят обрести баланс. Это касается любой сферы. Уравновешенные элементы мозг воспринимает как правильные, естественные, безопасные.

Сбалансированность форм постоянно встречается в природе и имеет пропорции золотого сечения. Как же может наш мозг не любить симметрию, если ежедневно мы видим в зеркале собственное отражение, у которого две половинки тела в целом одинаковы?

Что такое симметрия в интерьере

Чаще всего, когда разговор заходит о симметрии, мы представляем себе зеркальное отражение предметов. Но в дизайне интерьера это не всегда так.

Под симметрией в оформлении подразумевают сбалансированность форм, цветов и предметов между собой. Например, дисбаланс может возникнуть при использовании в одной части помещения массивной, а в другой — легкой мебели. Но стоит оформить стену рядом с изящными стульями тяжелым цветом или фактурой, и равновесие восстанавливается. Таким образом, даже ассиметричный дизайн может быть сбалансированным.

Рассмотрим подробнее, какие еще решения можно применить, чтобы создать симметричный интерьер.

Понятная симметрия для простого интерьера

Начнем с простого. То самое зеркальное отражение предметов интерьера, о котором говорилось ранее, полностью уравновешивает интерьер. Такая обстановка нравится мозгу с первого взгляда, поскольку не требует от него много времени на обработку информации.

В зеркально-симметричном помещении будет комфортно и уютно, а гости с порога оценят дизайн. Но есть и «ложка дегтя» — такое оформление со временем начинает казаться немного чопорным и скучным.

Радиальная симметрия

В этом случае все предметы интерьера располагают вокруг центральной точки. Самым ярким примером такой симметрии выступает винтовая лестница.

Разумеется, добиться полного радиального баланса в прямоугольном помещении не удастся, но такой прием позволяет без труда уравновесить его части. Легче всего достичь радиальной симметрии в столовой, если разместить стулья вокруг

стола.

В других случаях для расположения крупногабаритной мебели вокруг одной точки может потребоваться много свободного места. Да и не совсем бывает понятно, как поместить в такой комнате предмет интерьера без пары.

Ассиметричный баланс

Ассиметричное оформление широко применяется в дизайне помещений. Равновесие в таком интерьере достигается не за счет одинаковых предметов, а благодаря их равному визуальному весу.

Относительно центральной оси в этом случае могут быть размещены абсолютно разнородные предметы. Главное, чтобы они были равно привлекательными. Осью может выступать как центральная точка, так и визуальная прямая, как в случае с зеркальным отражением.

Подбор элементов в таком дизайне — весьма трудоемкое занятие. Зато в результате интерьер кажется более динамичным и менее надуманным.

Какое оформление выбрать?

В зависимости от размера помещения можно подобрать оптимальный вариант оформления. Так, для небольших пространств лучше подходит зеркальная симметрия и ассиметричный баланс. Чаще всего они имеют более простой дизайн и не загромождают пространство.

Для радиальной симметрии требуется много места. Она может быть использована в крупном холле или в столовой большого размера. Еще один вариант — оформление просторного эркера или беседки. При этом, чем более круглой формы само помещение, тем более органично будет смотреться радиальная расстановка мебели.

Достигаем симметрии

Чем ярче проявляется симметрия в помещении, тем гармоничнее выглядит пространство. Чтобы сделать дизайн сбалансированным, стоит придерживаться ряда рекомендаций.

  • Центральная точка пространства должна иметь наибольший визуальный вес. Особенно это касается радиального размещения. В случае с зеркальной симметрией, центральная точка может быть сбалансирована равными ей по визуальному весу предметами с двух сторон.
  • Масштаб и пропорции предметов интерьера между собой и с комнатой также крайне важны. Лучше всего воспринимаются пропорции 2:3, 3:5 и 5:8.
  • Визуальный вес элементов определяется исключительно на основании субъективных ощущений. Его увеличивает: сложная форма, теплые цвета, массивное основание, крупный размер, диагональные полосы, ярко выраженные текстуры. Снижают визуальный вес предметов: тонкие ножки, прозрачные поверхности, холодные оттенки, гладкие покрытия.

Если во время оформления пространства вам сложно оценить его сбалансированность, попробуйте посмотреть на обстановку свежим взглядом или сделайте фото. Вы можете показать его знакомым и оценить их реакцию. Стоит задать вопрос, что первым бросается в глаза. Ответы помогут определить элементы с наибольшим визуальным весом и лучше уравновесить их между собой.

почему симметричные линии в дизайне радует глаз

Увидев дизайн интерьера, большинство людей могут практически мгновенно определить удачный он или нет. Задумывались ли вы почему так происходит?

Откуда у нас эта способность определять уровень дизайна, например в проекте интерьера квартире, даже не будучи при этом профессиональным дизайнером интерьера?

Это связано с симметрией, или, другими словами, чувством равновесия. Потому что все люди, как правило, тянутся к сбалансированному дизайну и считают его более эстетичным.

Восприятие симметрии в дизайне интерьера

Хотите узнать, почему мы так любим симметрию и сбалансированность в дизайне интерьера и не только, тогда прочитайте эту статью. Помимо этого, из нее вы также у знаете, как привнести чувство гармонии в интерьер, независимо от вашего личного стиля.


Это кажется нам знакомым

Ответ очень простой: мы любим симметрию и баланс, потому что он, так сказать, прямо перед нами. Когда вы посмотрите на свое отражение в зеркале и условно разделите свое тело пополам по линии пупка (вертикальной линией вдоль), вы увидите, как симметричны левая и правая ваши половины.

Тем не менее, мы не единственные существа, которые по своей сути сбалансированы и симметричны. Ученые обнаружили, что зеркальное отношение — более известное, как золотое сечение — 1: 1,61, постоянно встречается в природе. Мало того, что некоторые наши органы сохраняют эти пропорции, но тоже самое происходит, например, и с облаками, рукавом галактики и т.д..

Так как этот тип баланса так часто встречается в нашей жизни, это лучше воспринимается нашим мозгом. Симметричные и сбалансированные интерьеры, зачастую, более спокойные и уютные, чем асимметричные.

Когда вы проектируете интерьер, хорошенько обдумайте, какие цели вы перед собой ставите. Если вы хотите, чтобы ваше жилье было своего рода уютным оазисом, в котором вы можете отдохнуть от внешнего мира, тогда симметрия и баланс должны быть основными в интерьере.

Баланс подходит для всего

Когда дело доходит до дизайна интерьера, баланс в нем не должен заключаться только в линии проведенной по центру — воображаемой центральной оси. Это может выглядеть довольно скучно. Вместо этого, дизайнеры нашли решения, как, сохраняя симметрию, сделать хороший и интересный интерьер.

 

Вот несколько из них:

1. Самое распространенное решение — зеркальное отражение.

Оно может быть вертикальное или горизонтальное. Например, два дивана, разделенные журнальным столиком, или использование горизонтальной рейки для защиты стен от повреждениями стульями, которая визуально разделит комнату на верхнюю и нижнюю часть.

2. Радиальная симметрия (радиальный баланс)

Относиться к объектам, повернутым в одном направлении, вокруг одной центральной точки. Такой точкой может быть, например, круглый обеденный стол в столовой, винтовая лестница или, если брать пример в меньшем масштабе, то венок на двери.

3. Повторение

Создание иллюзии движения с помощью повторяющихся элементов в одном и том же пространство. Чаще всего можно встретить в обоях, плинтусах и напольной плитке.

4. Ассиметрия

Целенаправленно нарушая симметрию, вы привлекаете внимание к определенному объекту. Это может быть мебель или произведение искусства.

 

Когда вам нужно выбрать конкретное решение, для начала нужно определиться с размером пространства. Радиальная симметрия и повторение  хорошо подходят для большого с открытой планировкой, например, для холла или столовой большого размера, что касается маленьких помещений, то такие решение не очень им подходят, так как повторяющиеся элементы могут давать подавляющий эффект. В условиях ограниченного пространства, зеркальная симметрия (отражение) и ассиметрия являются лучший выбор, так как чаще всего они имеют более простой дизайн.

Симметрии легко достичь

К счастью, вам не нужно быть профессионалом, чтобы добиться сбалансированности в вашем интерьере. Каждый в силах сделать его гармоничным, если будет брать во внимание следующие три вещи:

1. Центральная точка

Это должен быть элемент дизайна, которые приковывает взгляд, как только заходишь в комнату. Это, может быть, камин, встроенные места для хранения или какие-то архитектурные детали.

2. Визуальный вес

Хотя ваша центральная точка должна иметь самый тяжелый вес в рамках одного пространства, вы можете сбалансировать его, путем размещения по обе стороны двух таких же по визуальному весу объектов. Например, камин и два дивана по обе его стороны. Или, можно сбалансировать, обеденный стол с более тяжелым визуальным весом со стульями по обе стороны — с легким.

3. Масштаб и пропорция

Следите за тем, чтобы элементы дизайна сохраняли масштаб и пропорции между собой, и в отношении с пространством. Пропорции 2: 3, 3: 5, или 5: 8 работают лучше всего.

 

Когда ничего не помогает — сделайте шаг назад. Буквально. Когда вы проектируете дизайн, иногда нужно абстрагировать и попробовать взглянуть со стороны. Если у вас получится оценить дизайн посторонним взглядом, тогда вы сможете оценить и получить представление о балансе. Если он вам покажется не достаточно сбалансированным и симметричным, попробуйте, что-то изменить, пока не достигните результата, который максимально вас удовлетворит.


Симметрия работает с каждым стилем

Обычно, когда речь заходит о дизайне интерьера, личное чувство стиля всегда становится камнем преткновения. Некоторые люди любят щедро и богато украшенные интерьеры, а другие предпочитают современную эстетику. И, кажется, что этих два лагеря с разными вкусами никогда не придут к общему знаменательному, но это не так. Когда речь заходит о таком фундаментальном принципе дизайна, как баланс, все находят общий язык (точки соприкосновения).

Дело в том, что ни одна комната не будет выглядеть полной (завершенной или гармоничной) без определенной доли симметрии.

Подумайте о балансе в качестве полезного инструмента в создании основы вашего дизайна интерьера. Потом попробуйте добавить элементы дизайна, как наполнение, соответствующие вашим личным вкусовым предпочтениям, которые сделают дизайн уникальным.

Что касается мира дизайна, то баланс в нем считается ключевым. Наш мозг находит его приятным, и поэтому нам больше нравятся симметрия в дизайне интерьера. Постарайтесь следовать советам, которые были описаны в этой статье. Сбалансировав ваш личный дизайн, вы сможете добиться того, что даже людям с другими вкусовыми предпочтениями он будет очень нравится, и они будут чувствовать себя в нем уютно и комфортно.

 

Перевод: Why Our Brains Love Symmetry in Design

 

 


ТАКЖЕ ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

Как жить удобно: 4 простых шага для создания удобной планировки

Дизайн гостиной: как сделать удобную планировку

Естественный свет в интерьере: как его лучше использовать

Почему минимализм становится популярнее?

Проектирование загородного дома совместно с интерьером

Баланс 101: как использовать симметрию и асимметрию в дизайне

Логотипы, веб-сайты и многое другое…

Логотипы, веб-сайты, обложки книг и многое другое…

Получить дизайн

Успешные графические дизайнеры знают, что овладение визуальной концепцией баланса является ключом к эффективной коммуникации. Когда ваш дизайн достигнет баланса — что может произойти как с симметричным, так и с асимметричным дизайном — он достигнет большей гармонии, и ваша аудитория будет тратить меньше энергии на восприятие информации.

Отличить симметрию от асимметрии несложно, но поначалу может быть непросто. Вот почему мы рассмотрим несколько примеров, чтобы убедиться, что все предельно ясно.

Что такое визуальный баланс? А что такое симметрия?


Симметрия и равновесие взаимосвязаны. Но это не совсем одно и то же. Взгляните на их определения:

Симметрия — это визуальное качество повторяющихся частей изображения по оси, вдоль пути или вокруг центра.

Асимметрия , с другой стороны, относится ко всему, что не является симметричным.

Баланс — это визуальный принцип создания одинакового веса дизайна во всей композиции.

Баланс измеряет визуальный вес вашей композиции, который влияет на то, насколько каждый элемент привлекает внимание вашей аудитории.

Существует четыре основных способа достижения баланса:

Симметричный баланс

Симметричный баланс возникает, когда ваша композиция имеет одинаковый визуальный вес по обе стороны от оси. Представьте идеальные зеркальные изображения, смотрящие друг на друга вокруг центральной оси.

Этот тип баланса вызывает изящество и простоту. Смотреть приятно, но очень предсказуемо.

Асимметричный баланс

Композиция с неравным весом с обеих сторон имеет асимметричный баланс.

Более интересный визуально, чем его симметричный аналог, эта визуальная техника имеет большой фокус с одной стороны и несколько менее значимых фокусов с другой.

Радиальный баланс

Когда визуальные элементы расходятся из общей центральной точки, это называется радиальным балансом. Представьте себе солнечные лучи, исходящие от солнца.

Баланс мозаики

Баланс мозаики можно представить как организованный хаос, который может выглядеть как шум, но на самом деле создает баланс благодаря отсутствию четкого фокуса.

Каждый элемент имеет общий акцент, и ни один элемент не доминирует в композиции.

Различные типы симметрии и асимметрии


Баланс — это ключ к великолепному дизайну, но симметрия — это один из инструментов, который вы можете использовать для его достижения. Вот краткий обзор четырех типов симметрии.

Отражательная симметрия

Представьте, что вы берете яблоко и разрезаете его пополам. Обе стороны являются зеркальными отражениями относительно центральной линии, и это отражательная симметрия.

Этот метод, также известный как билатеральная симметрия, используется вертикально, горизонтально или диагонально.

Отражательная симметрия может быть идеальной симметрией, то есть обе стороны изображения идентичны. Однако во многих случаях — например, на лице — будут небольшие различия с каждой стороны.

Трансляционная симметрия

Представьте, что одна и та же форма повторяется снова и снова.

Это поступательная симметрия, когда визуальные элементы повторяются в пространстве. Это повторение может происходить на любую длину или в любом направлении.

Вращательная симметрия

Представьте себе движущиеся колеса автомобиля и вращающиеся ветряные мельницы, и вы получите вращательную симметрию.

Этот метод, также известный как радиальная симметрия, предполагает, что все визуальные элементы вращаются вокруг центра под любым углом. Этот тип симметрии идеально подходит для передачи ощущения движения, динамики или скорости.

Симметрия отражения скольжения

Все мы видели следы на песке или снегу. Подумайте о том, как каждый шаг создает отражение противоположной ноги, но из-за движения каждый след не совпадает с другим.

Скользящая отражательная симметрия представляет собой игру отражательной симметрии, но она включает сдвиг положения каждого зеркального отображения. Как и вращательная симметрия, она также передает ощущение движения вперед.

Асимметрия

Если композиция не соответствует вышеуказанным категориям, она, вероятно, асимметрична.

Как дизайнеру, асимметрия одновременно бросает вызов и помогает вам. Сбалансированный, симметричный дизайн, как правило, более привлекателен, потому что наши глаза естественным образом находят его более интересным и привлекательным.

Вам придется немного потрудиться, чтобы достичь баланса с асимметричными визуальными элементами, но у вас также будет возможность экспериментировать с неожиданными узорами и формами, чего вы просто не можете сделать с симметрией.

Примеры баланса в графическом дизайне


Лучший способ узнать о балансе — посмотреть на несколько реальных примеров симметрии и асимметрии в действии.

Логотипы

Airbnb

Логотип Airbnb является примером чистой зеркальной симметрии.

через Airbnb

Если провести вертикальную линию прямо посередине, обе половины будут совершенно одинаковыми. Чтобы создать отражающую симметрию, подобную этой, используйте простые формы и выберите минималистичный логотип, в котором не так много сложных частей.

Google

Словесный товарный знак Google является примером асимметричного баланса.

через Google

Первые три буквы заметно шире, чем последние три буквы, что создает ощущение большего визуального веса в первой половине словесного знака.

Веб-дизайн

Apple

Веб-страница Apple Mac дает нам потрясающий пример великолепной зеркальной симметрии.

через Apple

Мало того, что экраны MacBook имеют одинаковую длину по обе стороны от вертикальной центральной оси, но и линии типографики в заголовке и подзаголовке выше также равноудалены по обе стороны от оси.

The Atlantic 

На этом веб-сайте новостного журнала представлены столбцы разной длины и увеличенный визуальный вес изображений с левой стороны, что создает общий вид, которому трудно достичь баланса.

via The Atlantic

Лучшего визуального баланса можно добиться, сделав столбцы одинаковой длины и равномерно распределив изображения по обеим сторонам вертикальной центральной оси.

Визитные карточки

InClean

Благодаря простому дизайну визитная карточка InClean обеспечивает идеальную симметрию и баланс.

Идеально расположенная по центру копия с обилием пустого пространства делает эту минималистскую композицию сбалансированной и модной.

Привет 

Эта ультраминималистичная визитная карточка, на одной стороне которой напечатано только слово «Привет», представляет собой композицию с явной асимметрией и намеренным дисбалансом.

Кому-то крупный шрифт может показаться слишком громоздким. Другие могут увидеть в этом смысл дизайна. Такая композиция находится на грани между сбалансированным и несбалансированным.

Понимание баланса для разработки лучших продуктов


Знание того, как правильно использовать симметрию и асимметрию, является ключом к передаче вашей истории с помощью графического дизайна. Используя принцип хорошего баланса, вы можете превратить обычные дизайны в нечто эффектное и запоминающееся.

Нужен идеально сбалансированный дизайн?
Наши дизайнеры помогут вам создать что угодно.

Получить дизайн

Эта статья была написана Марком Шенкером при участии Сэма Лундквиста.

Композиционный, симметричный и асимметричный баланс — Smashing Magazine

  • 18 минут чтения
  • Вдохновение, Дизайн, Креативность, Принципы дизайна, Графический дизайн
  • Поделиться в Twitter, LinkedIn
Об авторе

Стивен Брэдли — автор книг «Основы дизайна: элементы, атрибуты и принципы» и «Анимация и переходы CSS для современной сети». Когда не… Больше о Steven Bradley ↬

Сбалансированная композиция кажется правильной. Он чувствует себя стабильно и эстетично. Балансировка композиции включает в себя расположение как положительных элементов, так и отрицательного пространства таким образом, чтобы ни одна область дизайна не преобладала над другими областями. Все работает вместе и сочетается в единое целое. Отдельные части вносят свой вклад в их сумму, но не пытаются стать суммой.

Сбалансированная композиция кажется правильной. Он чувствует себя стабильно и эстетично. В то время как некоторые из его элементов могут быть фокусами и притягивать взгляд, ни одна область композиции не привлекает внимание настолько, чтобы вы не могли видеть другие области.

Балансировка композиции включает в себя расположение положительных элементов и отрицательного пространства таким образом, чтобы ни одна область дизайна не преобладала над другими областями. Все работает вместе и сочетается в единое целое. Отдельные части вносят свой вклад в их сумму, но не пытаются стать суммой.

Несбалансированная композиция может привести к напряженности. Когда дизайн несбалансирован, отдельные элементы доминируют над целым, и композиция становится меньше, чем сумма ее частей. В некоторых проектах несбалансированный может быть правильным для сообщения, которое вы пытаетесь передать, но обычно вам нужны сбалансированные композиции.

Примечание : Это седьмой и последний пост в серии о принципах проектирования. Вы можете найти первые шесть постов здесь:

  • Принципы дизайна: визуальное восприятие и принципы гештальта
  • Принципы дизайна: пространство и соотношение фигуры и фона
  • Принципы дизайна: соединение и разделение
  • Принципы дизайна: визуальный вес и визуальное направление
  • Принципы дизайна: доминирование, фокусы и иерархия
  • Принципы дизайна: композиционный поток и рис. тм
Счастье — это не интенсивность, а равновесие, порядок, ритм и гармония. – Томас Мертон

Физический и визуальный баланс

Равновесие легко понять в физическом мире, потому что мы испытываем его все время. Когда что-то неуравновешенное, оно имеет тенденцию падать. Вы, вероятно, когда-нибудь в своей жизни были на качелях или качелях — вы с одной стороны, а друг — с другой.

Предполагая, что вы оба примерно одного роста, вы можете легко балансировать на качелях. Следующее изображение кажется сбалансированным: два человека одинакового роста находятся на одинаковом расстоянии от точки опоры, на которой балансируют качели.


Симметрично сбалансированные качели.

Человек слева заставляет качели вращаться против часовой стрелки, а человек справа заставляет их вращаться по часовой стрелке на одинаковую величину. Сила каждого человека действует в разном направлении, и их сумма равна нулю.

Но если бы один из людей был намного крупнее, баланс был бы нарушен.


Неуравновешенные качели.

Это изображение кажется неправильным, потому что мы знаем, что человек слева недостаточно велик, чтобы уравновесить человека справа. Сила по часовой стрелке должна быть намного больше, а качели должны касаться земли справа.

Однако, если бы более крупный человек скользнул к центру, качели снова уравновесились бы.


Асимметрично сбалансированные качели.

Здесь сила более крупного человека уменьшается, поскольку он находится ближе к точке опоры, на которой балансируют качели. Я надеюсь, что вы уже катались на качелях или, по крайней мере, наблюдали, как другие играют на них, и у вас есть довольно хорошее представление о том, что происходит.

Визуальный баланс аналогичен. Физический вес заменяется визуальным весом. Направление, в котором действует физический вес, заменяется визуальным направлением.

Напоминаем, что ниже приведены определения визуального веса и визуального направления, хотя я отсылаю вас к четвертому посту этой серии за более подробной информацией.

  • визуальный вес . Это воспринимаемый вес визуального элемента. Это мера того, насколько что-либо на странице привлекает внимание зрителя.
  • визуальное направление . Это воспринимаемое направление визуальной силы. Это направление, в котором, по нашему мнению, должен двигаться элемент, если бы ему дали возможность двигаться в соответствии с действующими на него силами.

Вы не используете приборы для измерения сил. Вы не используете формулы, чтобы вычислить, все ли в равновесии. Скорее, вы используете свой глаз, чтобы определить, сбалансирована ли композиция.

Еще после прыжка! Продолжить чтение ниже ↓

Почему важен визуальный баланс

Как и в физическом мире, визуальный баланс — это хорошо. Это желательно само по себе. Несбалансированная композиция может показаться зрителю некомфортной. Посмотрите на второе из трех изображений качелей — оно выглядит неправильно, потому что мы можем сказать, что качели не должны быть в равновесии.

Визуальный вес — это мера визуального интереса к элементу или области дизайна. Когда композиция визуально сбалансирована, каждая ее часть представляет определенный интерес. Визуальный интерес сбалансирован, что удерживает зрителей от дизайна.

Без визуального баланса зрители могут не увидеть все области дизайна. Они, вероятно, не будут проводить время в областях с меньшим визуальным весом или интересом. Любая информация в этих областях может легко остаться незамеченной.

Вы должны сбалансировать дизайн визуально, потому что хотите сбалансировать точки интереса в своей композиции, чтобы зрители проводили время со всей информацией, которую вы хотите передать.

Четыре типа баланса

Существует несколько способов сбалансировать композицию. На изображениях в предыдущем разделе показаны два из них. Первое изображение — пример симметричного баланса, а второе — пример асимметричного баланса. Два других типа баланса — радиальный и мозаичный.


Симметричный баланс.

Симметричный баланс возникает, когда одинаковые веса находятся на равных сторонах композиции, сбалансированной вокруг точки опоры или оси в центре. Симметричный баланс вызывает чувство формальности (иногда его называют формальным балансом) и элегантности. Приглашение на свадьбу — хороший пример композиции, которую вы, вероятно, хотели бы сделать симметрично сбалансированной.

Недостатком симметричного баланса является то, что он статичен и иногда кажется скучным. Поскольку половина композиции отражает другую половину, по крайней мере половина композиции будет довольно предсказуемой.


Асимметричный баланс.

Асимметричный баланс возникает из-за неодинакового визуального веса с каждой стороны композиции. Одна сторона композиции может содержать доминирующий элемент, который может быть уравновешен парой или более меньшими фокусами на другой стороне. Один визуально тяжелый элемент с одной стороны может быть уравновешен несколькими более легкими элементами с другой.

Асимметричный баланс более динамичен и интересен. Он вызывает чувства модернизма, движения, энергии и жизненной силы. Асимметричный баланс предлагает больше визуального разнообразия, хотя его может быть труднее достичь, поскольку отношения между элементами более сложны.


Радиальный баланс.

Радиальный баланс возникает, когда элементы исходят из общего центра. Лучи солнечного света и рябь в пруду после того, как в него брошен камень, — примеры радиального баланса. Поддерживать фокус (точку опоры) легко, потому что это всегда центр.

Поскольку все исходит из общего центра, все ведет к этому центру, что делает его сильной точкой притяжения.


Мозаичные весы.

Мозаичное равновесие (или кристаллографическое равновесие) является результатом уравновешенного хаоса. Вспомните картины Джексона Поллака. Композиции не хватает четких фокусных точек, и элементы имеют единый акцент. Отсутствие иерархии на первый взгляд приводит к визуальному шуму. Тем не менее, как-то все это работает вместе.

Симметрия и асимметрия

Как симметрия, так и асимметрия могут использоваться в композиции независимо от конечного баланса, но в то же время внося свой вклад в него. Вы можете иметь симметричные формы в асимметрично сбалансированной композиции и наоборот.

Симметрия обычно считается красивой и гармоничной; однако его также можно рассматривать как статичный и скучный. Асимметрия имеет тенденцию быть более интересной и динамичной, несмотря на то, что она не считается красивой по своей природе.

Симметрия

Существует три основных типа симметрии.

Симметрия отражения (или двусторонняя симметрия) возникает, когда все зеркально отражается вокруг центральной оси. Вероятно, это первое, о чем вы думаете, когда слышите слово «симметрия». Ось может иметь любое направление или ориентацию, хотя часто она бывает вертикальной или горизонтальной.

Все на одной стороне оси зеркально отражается на другой стороне. Естественные формы, которые растут или перемещаются по земной поверхности, приобретают отражательную симметрию. Например, человеческое лицо и бабочка.

Когда отражение является идеальным зеркальным отражением, говорят, что симметрия чистая. В большинстве случаев это не будет идеально, и каждая сторона будет иметь небольшие вариации. Это почти симметрия, и она встречается чаще, чем чистая симметрия.

Симметрия может иметь место даже по нескольким осям одновременно. Например, левая и правая половина композиции могут зеркально отражать друг друга, а верхняя и нижняя также отражать друг друга. Снежинки демонстрируют симметрию отражения более чем по двум осям.

Вращательная симметрия (или радиальная симметрия) возникает, когда все вращается вокруг общего центра. Это может произойти под любым углом или частотой, если есть общий центр. Природные формы, растущие или движущиеся перпендикулярно земной поверхности, приобретают вращательную симметрию. Например, лепестки подсолнуха. Вращение без отражения можно использовать для демонстрации движения, скорости или динамического действия. Подумайте о вращающихся колесах движущегося автомобиля.

Трансляционная симметрия (или кристаллографическая симметрия) возникает, когда элементы повторяются в разных местах пространства. Например, повторяющиеся столбы забора. Повторение создает трансляционную симметрию. Это может произойти в любом направлении или на любом расстоянии, если основная ориентация остается неизменной. Естественные формы развивают трансляционную симметрию посредством воспроизводства. Вы можете создать ритм, движение, скорость и динамическое действие с помощью трансляционной симметрии.


Бабочка является примером отражательной симметрии, столбы забора демонстрируют трансляционную симметрию, а подсолнух является примером радиальной симметрии.

Симметричные формы обычно воспринимаются как фигура, а не как фон. Симметричная форма будет иметь больший вес, чем асимметричная форма аналогичного размера и формы.

Симметричные формы передают баланс сами по себе, но они могут казаться слишком стабильными и сбалансированными, что приводит к отсутствию интереса. Симметричные формы также ведут к пассивному пространству, потому что отрицательное пространство одинаково вокруг формы.

Асимметрия

Асимметричным формам не хватает баланса симметричных форм, хотя вы можете асимметрично сбалансировать всю композицию. Асимметрия довольно распространена в природных формах: вы, вероятно, правша или левша; у крабов-скрипачей клешни разного размера; ветки деревьев растут в разные стороны; облака имеют случайную форму.

Асимметрия создает более сложные отношения между элементами, поэтому она более интересна, чем симметрия. Поскольку это более интересно, асимметрию можно использовать для привлечения внимания.

Пространство вокруг асимметричных форм более активное. Создаются непредсказуемые узоры, и в целом у вас больше свободы самовыражения с асимметрией, чем с симметрией. Компромисс в том, что этого труднее достичь.

Точно так же, как сходство и контраст работают вместе, вы можете комбинировать симметрию и асимметрию для получения хорошего эффекта. Уравновешивайте симметричные формы асимметричным образом или уравновешивайте асимметричные формы симметрично. Разбейте симметричные формы случайным знаком, чтобы добавить интереса. Контрастируйте симметрию и асимметрию в композиции, чтобы элементы привлекали больше внимания.

Гештальт-принципы

На протяжении всей этой серии статей я пытался показать, сколько принципов дизайна вытекает из гештальт-принципов. Я также надеюсь, что в процессе изучения вы увидели, как разные принципы дизайна строятся друг на друге.

Один из принципов гештальта конкретно касается симметрии и порядка и, безусловно, применим к композиционному балансу. Однако это далеко не единственный применимый принцип.

Простота симметричных форм предсказывается Законом Прегнанца. Принципы гештальта, такие как фокусы и сходство, способствуют визуальному весу. Такие принципы, как продолжение, общая судьба и параллелизм, придают визуальное направление. Я также упомянул, что симметричные формы чаще воспринимаются как фигуры, а не как фон.

Я надеюсь, что идея о том, что принципы гештальта ведут ко многим принципам дизайна, которыми мы руководствуемся, стала понятнее по мере прочтения этой серии статей. Принципы проектирования, которым мы следуем, не возникли из воздуха; они возникли из психологии того, как мы воспринимаем нашу визуальную среду.

Примеры

Пришло время скриншотов. У меня есть еще несколько веб-сайтов, чем обычно для этой последней статьи в серии, и я сгруппировал их в соответствии с четырьмя типами баланса.

Как я неоднократно повторял на протяжении всей серии, нижеизложенное является моим мнением. Вот как я вижу баланс в этих проектах. Вы можете видеть это по-другому, и это нормально. Критическое осмысление дизайна важнее, чем наше согласие с тем, что мы думаем.

Примеры симметричного баланса

Дизайн всего веб-сайта Helen & Hard симметрично сбалансирован. Скриншот здесь со страницы «О нас», но другие страницы сайта сбалансированы аналогичным образом.

Скриншот страницы «О компании» Helen & Hard. (Просмотреть увеличенную версию)

Все отражается вокруг вертикальной оси по центру страницы. Логотип расположен по центру, панель навигации по центру, круглые изображения по центру, заголовок по центру и три столбца текста по центру.

Баланс не идеально симметричен. Столбцы имеют разное количество текста, например.

Однако обратите внимание на верхнюю часть страницы. И логотип, и панель навигации центрированы, но визуально они не центрированы. Мой глаз хочет, чтобы логотип располагался по центру амперсанда или, по крайней мере, ближе к нему. Три пункта меню в правой части панели навигации имеют больше букв, чем слева. Мой глаз хочет, чтобы они были одинаковыми, и хочет, чтобы центр находился между ссылками «О программе» и «Люди».

Я думаю, что перемещение этих двух элементов из центра, чтобы они выглядели так, будто они визуально центрированы, немного уравновесит композицию.

Домашняя страница Tilde — еще один симметрично сбалансированный дизайн. Как и в Helen & Hard, здесь все вращается вокруг вертикальной оси, проходящей по центру страницы: навигация, текст, люди на изображении. Это так же, как вы прокручиваете страницу вниз.

Скриншот домашней страницы Тильды. (Просмотреть увеличенную версию)

Как и в случае с Helen & Hard, симметрия не является чистой. Во-первых, центрированные строки текста не являются зеркальными отражениями. Кроме того, пара элементов отключена: стрелка «Знакомство с командой», указывающая вправо, и текст внизу страницы, заканчивающийся другой стрелкой, указывающей вправо.

Оба являются призывами к действию и оба нарушают симметрию, привлекая к себе дополнительное внимание. Обратите внимание, как цвета обеих стрелок контрастируют с их фоном, что еще больше увеличивает привлекательность этих элементов.

Примеры асимметричного баланса

Домашняя страница портфолио Кэрри Волденген демонстрирует общий асимметричный баланс вокруг доминирующей симметричной формы. Глядя на общую композицию, я вижу несколько отдельных форм.

Скриншот сайта Кэрри Волденген. (Просмотреть увеличенную версию)

Масса страницы представляет собой большой прямоугольник, состоящий из сетки меньших прямоугольных изображений. Сама по себе эта сетка симметрична как по вертикальной, так и по горизонтальной осям. Он чувствует себя очень сильным и стабильным. Сам по себе он очень сбалансирован и, похоже, никуда не денется.

Справа блок текста опускается на фигуру. Это уравновешивается текстом и круглым логотипом в левом верхнем углу. Оба обеспечивают относительно равное количество визуальной нагрузки, действующей на сетку в противоположных направлениях.

Расстояние до воображаемой точки опоры примерно равно весу. Текст справа в целом крупнее и темнее, но синий круглый логотип придает больший вес его общей площади. Круг даже соединяется с верхним левым углом сетки через один цвет.

Кажется, что текст под сеткой свисает с нее, и сам по себе он достаточно легкий, чтобы не нарушать баланс композиции.

Обратите внимание, что пространство кажется сбалансированным. Области внизу слева, вверху справа и внизу справа, включая немного правого нижнего угла, уравновешивают друг друга. Область слева больше, чем область справа, но справа есть дополнительное пространство сверху и снизу.

Изображения в верхней части домашней страницы Hirondelle USA чередуются. Я сделал снимок экрана специально, чтобы рассказать об асимметричном балансе, установленном в верхней части страницы.

Скриншот Hirondelle USA. (Просмотреть увеличенную версию)

Колонна на изображении немного смещена от центра и закрепляет композицию сильной вертикальной линией — этот объект, как мы знаем, имеет большой вес. Перила слева обеспечивают прочное соединение с левым краем экрана. Он тоже чувствует себя закрепленным. Трудно представить, чтобы какой-либо элемент дизайна на странице выходил из равновесия.

Текст над перилами ощущается поддерживаемыми перилами; однако это также визуально уравновешивается изображением мальчика справа. Вы можете рассматривать перила как свисающие с левой стороны шеста, выдергивая его из равновесия, но я думаю, что внутренний интерес мальчика, а также более темные оттенки на заднем плане уравновешивают как перила, так и текст на столбе. влево и держать вещи в равновесии.

Создается ощущение симметрии перевода, поскольку золотые строки текста повторяются в верхнем левом и нижнем правом углу изображения, а также в кнопке внизу страницы. Белый текст также повторяется.

Примеры радиального баланса

На главной странице Vlog.it показан радиальный баланс, надеюсь, это ясно из скриншота. За исключением формы в правом верхнем углу, все вращается вокруг центра страницы, так как три кольца изображений вращаются вокруг центрального круга.

Скриншот сайта Vlog.it. (Просмотреть увеличенную версию)

На скриншоте не видно, как загружается страница. Линия проводится от нижнего левого угла к центру страницы. С этого момента почти все, что появляется на странице, вращается вокруг центра или расходится от него, как рябь в пруду.

Меньший круг в правом верхнем углу добавляет немного трансляционной симметрии и некоторой асимметрии, увеличивая визуальный интерес к композиции.

Опера Домашняя страница Shiny Demos не круглая, но все текстовые ссылки, кажется, исходят из общего или почти общего центра. Легко представить, что вся фигура вращается вокруг одного из квадратов в середине или, может быть, одного из углов, где встречаются четыре квадрата.

Скриншот блестящих демонстраций Opera. (Посмотреть увеличенную версию)

Заголовок Shiny Demos в левом верхнем углу и логотип Opera в правом нижнем углу уравновешивают друг друга и также исходят из того же центра, что и текстовые ссылки.

Это хороший пример того, как радиальный баланс не обязательно требует использования кругов.

Примеры мозаичного баланса

Можно ожидать, что мозаичный баланс будет наименее популярным в Интернете, особенно после того, как я предложил картины Джексона Поллака в качестве примера мозаичного баланса. В сети гораздо больше примеров, чем вы можете себе представить.

Домашняя страница Rabbit’s Tale была хорошим примером. Конечно, было ощущение случайности и хаотичности с разбросанными повсюду буквами, но баланс в композиции работает.

Скриншот Кроличьей сказки. (Просмотреть увеличенную версию)

С обеих сторон (справа и слева) есть почти равные области цвета и пространства, чтобы сбалансировать друг друга. Кролик посередине даже служит точкой опоры. Это также может немного выделяться после того, как вы его увидели, но в целом элементы не привлекают внимание по отдельности.

Я не собираюсь выяснять, какие элементы уравновешивают друг друга, по одному элементу за раз, но, надеюсь, вы согласитесь, что существует общий баланс. Во всяком случае, хаос сильнее справа, но не настолько, чтобы нарушить баланс.

Веб-сайты с большим объемом контента, такие как новостные и журнальные веб-сайты, также демонстрируют мозаичный баланс. Вы можете узнать домашнюю страницу The Onion. На скриншоте я удалил фоновое изображение за верхней частью страницы.

Скриншот The Onion. (Просмотреть увеличенную версию)

Есть на что посмотреть. Планировка не симметричная. Столбцы не равны по размеру. Трудно определить, что чему противостоит. Блоки контента имеют разное количество контента внутри и, соответственно, разные размеры. Ничто не исходит из общего центра.

Блоки разного размера немного хаотичны и хаотичны, некоторые плотнее других. Поскольку истории на сайте меняются ежедневно, каждый день будет появляться новый хаос. В целом, это работает.

Возможно, будет преувеличением сказать, что это мозаичный баланс, но опять же, я бы сказал, что это так, и что многие веб-сайты демонстрируют такой хаотический баланс, хотя что-то подсказывает мне, что большая часть хаоса, который мы видим в Интернете, не была запланирована.

Резюме

Потребовалось время, чтобы добраться сюда, но на этом наша серия статей о принципах проектирования завершена. Надеюсь, вам понравилось, вы узнали что-то новое или нашли в этой серии хороший обзор фундаментальных принципов дизайна.

Как вы можете догадаться, я думаю, что основы очень важны. Я начал эту серию, чтобы показать, как все эти принципы возникают из человеческого восприятия и теории гештальта. Я их не выдумывал. Принципы основаны на том, как мы все воспринимаем и интерпретируем нашу визуальную среду.

Например, одна из причин, по которой мы замечаем фокальные точки, заключается в том, что они контрастируют с окружающими их элементами. Они выделяются как разные. Это важно, когда нужно быстро отличить друга от врага. Эта способность была важна для нашего выживания как вида, поэтому наши глаза развились, чтобы быстро принимать решения.

Однако принципы проектирования не являются жесткими правилами. Это ориентиры. Например, не существует единственно правильного способа сообщить, что два элемента похожи или различны.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *