Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста: особенности и методы

Как происходит сенсорное развитие у детей 3-4 лет. Какие задачи стоят перед педагогами в этот период. Какие методы и приемы эффективны для сенсорного воспитания младших дошкольников. Почему важно уделять внимание сенсорному развитию в раннем возрасте.

Что такое сенсорное развитие и почему оно важно для дошкольников

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и других характеристиках. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Сенсорное развитие имеет огромное значение в младшем дошкольном возрасте, так как является основой для формирования умственных способностей, важной предпосылкой для развития всех видов детской деятельности. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт.


Особенности сенсорного развития детей 3-4 лет

В младшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения в сенсорном развитии ребенка:

  • Восприятие становится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
  • Формируются сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между предметами.
  • Развивается наблюдение – ребенок может вести целенаправленное наблюдение, рассматривание.
  • Возникают сенсорные способности – усвоение сенсорных эталонов и их использование при анализе свойств предметов.

Задачи сенсорного воспитания детей 3-4 лет

Основные задачи сенсорного воспитания в младшем дошкольном возрасте:

  1. Формировать у детей системы перцептивных действий.
  2. Формировать системы сенсорных эталонов.
  3. Развивать умения самостоятельно применять системы перцептивных действий и сенсорных эталонов в практической деятельности.
  4. Расширять словарный запас детей, вводя слова, обозначающие свойства и отношения предметов.
  5. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Содержание сенсорного воспитания младших дошкольников

Основное содержание сенсорного воспитания в младшем дошкольном возрасте:


  • Знакомство с цветом (6 цветов спектра, черный и белый цвета)
  • Знакомство с формой (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник)
  • Знакомство с величиной (большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, толстый-тонкий)
  • Развитие тактильных ощущений (гладкий-шершавый, твердый-мягкий, холодный-теплый)
  • Развитие слухового восприятия (громкий-тихий, высокий-низкий звук)
  • Развитие обоняния и вкуса
  • Ориентировка в пространстве

Методы и приемы сенсорного воспитания детей 3-4 лет

Для эффективного сенсорного развития младших дошкольников используются следующие методы и приемы:

  • Обследование предметов и объектов
  • Дидактические игры и упражнения
  • Игры-экспериментирования
  • Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
  • Ознакомление с художественной литературой
  • Наблюдения в природе

Какие дидактические игры эффективны для сенсорного развития?

Некоторые эффективные дидактические игры для сенсорного развития младших дошкольников:

  • «Подбери по цвету»
  • «Геометрическое лото»
  • «Большой-маленький»
  • «Чудесный мешочек»
  • «Угадай на ощупь»
  • «Громко-тихо»
  • «Угадай по запаху»

Роль взрослого в сенсорном развитии ребенка 3-4 лет

Взрослый играет ключевую роль в сенсорном развитии ребенка младшего дошкольного возраста:


  • Создает развивающую предметно-пространственную среду
  • Организует деятельность детей по обследованию предметов
  • Обучает способам обследования и сравнения предметов
  • Формирует сенсорные эталоны в различных видах деятельности
  • Закрепляет полученные знания в самостоятельной деятельности детей
  • Создает условия для переноса полученных знаний и навыков в новые ситуации

Значение сенсорного развития для дальнейшего обучения

Полноценное сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте является базой для:

  • Успешного овладения любой практической деятельностью
  • Развития психических процессов (внимания, памяти, мышления)
  • Развития речи
  • Дальнейшего успешного обучения в школе

Если в дошкольном возрасте не создать благоприятных условий для развития восприятия, то связанные с ним психические процессы будут формироваться в замедленном темпе, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Современные подходы к сенсорному развитию дошкольников

Современные подходы к сенсорному развитию дошкольников основываются на следующих принципах:


  1. Обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающее формирование у детей широкой ориентировки в предметном окружении.
  2. Сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что позволяет сделать педагогический процесс более эффективным и избежать формальных дидактических упражнений.
  3. Сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности.
  4. Формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой – эталонами обследования любого предмета.

Диагностика сенсорного развития детей 3-4 лет

Для оценки уровня сенсорного развития младших дошкольников используются следующие методы диагностики:

  • Наблюдение за детьми в различных видах деятельности
  • Диагностические задания на выявление уровня сформированности сенсорных эталонов
  • Дидактические игры и упражнения
  • Беседы с детьми

Основными критериями оценки выступают:

  • Знание сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)
  • Умение использовать сенсорные эталоны в деятельности
  • Уровень развития обследовательских действий
  • Умение словесно обозначать сенсорные признаки и свойства предметов

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *