Городской интерьер: eState — Формирование современного городского пространства

Городской дизайн

За предыдущие четыре урока вы узнали достаточно много о застройке городов и планировании городского пространства, транспортных коммуникациях и городской среде, разобрались, что такое «умный город» и новый урбанизм.

И уже наверняка поняли, что все это должно быть как-то оформлено, чтобы подчеркнуть функциональное значение и обеспечить комфорт использования. Вот это самое оформление как раз и есть городской дизайн. В сегодняшнем уроке мы разберем, что входит в это понятие.

Цель урока: разобраться, что такое городской дизайн, понять, из чего он складывается и каковы его основные элементы. Пройдя данный урок, вы получите представление о том, как решаются задачи городского дизайна, наружной рекламы, освещения и озеленения в разных городах и странах, и, возможно, найдете способ позаимствовать что-либо для своего города, в котором вы живете.

Содержание:

  • Что такое «городской дизайн»?
  • Городское освещение
  • Уличная реклама
  • Фасады зданий и колористика городов
  • Озеленение города
  • Проверочный тест

Итак, перейдем к уроку, и для начала разберемся, что входит в понятие «городской дизайн».

Что такое «городской дизайн»?

Прежде, чем перейти к понятию «городской дизайн», стоит разобраться, что же такое дизайн в принципе. Под дизайном обычно понимают проектирование и разработку эстетического оформления промышленных изделий, производственного оборудования, зданий, строений снаружи и изнутри, а также то, что получается в результате такого проектирования и разработки.

Так, словосочетание «дизайн интерьера» давно вошло в обиход, и мы все примерно представляем себе, что подразумевается в данном случае. Это не только красивое оформление, но еще и удобство пользования всем, что есть в квартире, начиная от письменного стола и заканчивая микроволновкой. Для этого все предметы интерьера должны быть расположены так, чтобы обеспечить легкую доступность всего, чем пользуешься наиболее часто, и при этом элементы интерьера должны сочетаться между собой.

Примерно по такому же принципу должен быть организован городской дизайн. Наиболее востребованные здания и сооружения должны быть в транспортной либо пешеходной доступности для всех жителей города. При этом жилые и промышленные зоны должны быть «разбавлены» парками и скверами, чтобы обеспечить нормальное качество воздуха.

Сами парки и скверы должны быть приспособлены для разных форматов массового отдыха так, чтобы тинейджеры на роликах не мешали пенсионерам, сидящим на лавочке, а катающиеся на электросамокатах не представляли опасности для родителей с детьми, направляющихся в сторону детской площадки.

В идеале, в каждой такой зоне отдыха должно найтись место для выгула и дрессировки собак, а также все необходимое для быстрой уборки продуктов жизнедеятельности домашних питомцев. В цивилизованных странах обязанность хозяина убрать за своим питомцем сама собой разумеется, а ящики с пакетами для экскрементов органично «вписаны» в городской ландшафт.

Есть подвижки и у нас. Так, в Пензе в одном из городских парков установили весьма стильные приспособления для выдачи так называемых dog-пакетов [ПензаИнформ, 2019]. Некоторые горожане посчитали это излишеством и полагают более эффективной мерой полицейский патруль с правом выписывать штраф. Но, как говорится, привычка – дело наживное. Тем более что боксы с пакетами реально смотрятся органично:

Таким образом, городской дизайн – это комплексное формирование предметно-пространственной среды города с тем, чтобы обеспечить комфортное, удобное и эстетически приятное пользование всей городской инфраструктурой и объектами. Теперь разберем подробнее основные элементы городского дизайна.

Городское освещение

Чтобы оценить всю красоту городского пространства, его нужно увидеть. А чтобы точно увидеть и внимательно рассмотреть дома, здания, мосты, торговые центры, парки, скверы и прочее, это все должно быть хорошо освещено.

Стандарты наружного освещения для городов Российской Федерации прописаны в ГОСТ Р55706-2013[Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов, 2014]. Нормы освещенности улиц и различных городских объектов регламентируются сводом правил СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение» [Минстрой РФ, 2017].

При разработке правил и стандартов учитывается все вплоть до яркости неба и угла солнца над горизонтом, отражающей способности дорожного полотна, а также контрастности объекта и загруженности той или иной зоны. Так, для освещения магистральных дорог общегородского значения применяются классы освещения от А1 до А4, для дорог районного значения – классы Б1 и Б2, для улиц местного значения – классы В1-В3.

Пешеходные зоны, площадки перед входом в торговые центры и другие объекты массового посещения, аллеи, парки, скверы, внутриквартальные проезды распределены по классам от П1 до П6 в зависимости от расположения и загруженности объекта.

Регламентирующие документы содержат множество формул, по которым производится расчет с учетом всех параметров, влияющих на освещенность. Основная суть в том, что объекты должны быть достаточно хорошо различимы в любое время суток.

Для Российской Федерации, где заметная часть территории находится за полярным кругом, да и в средней полосе зимой в 16 часов уже абсолютно темно, наружное освещение городов является актуальной темой.

При этом важно соблюсти баланс.

Так, на улицах не должно быть темно, однако при этом освещение не должно быть настолько избыточным, чтобы «слепить» людей и машины на улицах, «бить» в окна вторых этажей так, чтобы не спасали даже плотные шторы, и, в принципе, доставлять какой-либо дискомфорт жителям и гостям города.

Будучи элементом городского дизайна, уличное освещение должно отвечать определенным эстетическим и функциональным требованиям, таким как высота опор, мощность излучения, способ подвода электроэнергии, тип лампы, форма и цвет светового прибора.

Кроме того, светильники должны иметь определенный класс защиты от влаги, пыли, мелких твердых частиц. Для улиц нужен класс защиты не ниже IP44, для осветительных приборов, находящихся возле фонтанов и прочих водоемов, – не ниже IP54. А в городах с очень влажным и дождливым климатом используются световые приборы с классом защиты IP65.

Именно такой минимальный класс защиты для наружного освещения указан в методических рекомендациях комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга [Администрация Санкт‑Петербурга, 2018]. В зависимости от локальных условий в Санкт-Петербурге рекомендуется устанавливать светильники с классом защиты от IP65 до IP68.

Дизайн светового прибора должен органично «вписываться» в городской дизайн. В некоторых странах это решают очень просто. Например, в США по всей стране можно увидеть однотипные светильники на улицах, дорогах, фасадах зданий, возле исторических достопримечательностей, причем многие светильники весьма «убитые», однако практичные американцы их не меняют, пока светильники светят [Д. Ходырев, А. Опалинская, 2014].

А вот в Объединенных Арабских Эмиратах на уличном освещении не экономят совсем. Там можно увидеть потрясающее разнообразие используемых световых приборов и подсветок домов, зданий, отелей, мечетей. Наилучший способ оценить все это великолепие – увидеть

ночной Дубай из иллюминатора самолета:

В России «видовое разнообразие» уличного освещения тоже достаточно велико, хотя до такой роскоши пока не дотягивает даже в столице. Под каждый вид предусмотрены свои разновидности световых приборов.

Виды уличного освещения:

  • Ландшафтное – сады, парки, скверы, придомовые территории.
  • Фасадное – подсветка входа и наиболее значимых элементов декора на фасаде.
  • Архитектурное – для светового оформления памятников, скульптур и скульптурных групп, объектов исторического значения.
  • Дорожное и тротуарное – освещение проезжей части, остановок транспорта, пешеходной зоны, стоянок, парковок.
  • Специальное – освещение охраняемых объектов по периметру, подсветка запасных и аварийных выходов, пунктов пропуска на объект.

Для каждого вида уличного освещения применяют определенные разновидности светильников. Например, стандартные торшерные, настенные, подвесные, встраиваемые в асфальтное покрытие, в виде невысоких столбиков и т.д. При определенной доле креатива наружное освещение может стать элементом рекламы бренда, как это сделали в McDonald’s: 

и в агентстве Law & Order:

К слову, уличная реклама – это тоже элемент городского дизайна.

Уличная реклама

В Российской Федерации всю рекламу, в том числе уличную, регламентирует закон «О рекламе», новая редакция которого действует с 25 августа 2021 года [Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов, 2021]. Наружной рекламе и установке рекламных конструкций посвящена статья 19 данного закона. Там достаточно подробно расписано, что именно подразумевается под наружной уличной рекламой и какие рекламоносители могут быть использованы на улице.

Уличная реклама – виды рекламоносителей:

  • Щиты.
  • Стенды.
  • Электронные табло.
  • Перетяжки.
  • Строительные сетки.
  • Проекционное оборудование.
  • Стены и крыши зданий.
  • Остановки общественного транспорта.
  • Воздушные шары.
  • Аэростаты.

Таким образом, реклама может быть статичной и динамичной со сменой локации. Отдельный пункт – это реклама на транспортных средствах, что тоже является элементом городского дизайна. Рекламе на транспорте посвящен пункт 20 закона «О рекламе».

Впрочем, необходимость перемен на местном уровне осознают иногда даже раньше, чем на государственном. Так, в Рыбинске еще в 2018 году вышло распоряжение местных властей, предписывающее бизнесу заменить вывески, выполнив их в ретро-стиле так, чтобы они гармонировали с историческим обликом города [Д. Дейнека, 2020]. Местный бизнес с честью принял вызов, и сейчас стилизованные «под старину» вывески создают ощущение удивительной гармонии эпох:

Разумеется, рекламная индустрия не стоит на месте, и в мире можно найти намного более сложные рекламные конструкции, которые было бы сложно «вписать» в приведенный выше перечень. Например, огромная 3D-кошка, ставшая достопримечательностью Токио:

Сама по себе кошка ничего не рекламирует, однако рекламодатели активно пользуются самим фактом «захвата» внимания и размещают свою рекламу на этом же билборде, чередуя изображение кошки и показ рекламы.

Рекламодатели могут превратить уличную рекламу в самое настоящее шоу с участием зрителей, как это сделали производители питьевой воды в Марселе (Франция). Там световое шоу с мужским стриптизом транслируется на стену одного из исторических зданий, а электроэнергию для световой проекции вырабатывают сами зрители с помощью велотренажеров, из которых сделали велогенераторы электроэнергии:

По окончании сеанса мужского стриптиза восторженным зрительницам сообщают, что они сожгли 2 тысячи калорий, просто крутя педали велогенератора во время светового шоу.

Заметим, что инновации используются в наружной рекламе уже давно. Так, реклама нижнего белья Calvin Klein намокает под дождем, демонстрируя, в зависимости от погоды, разные элементы дамского гардероба:

Впрочем, оригинальную наружную рекламу можно создать и с меньшими затратами, по-новому переосмыслив традиционные рекламоносители, как это сделали производители краски натуральных оттенков:

и клейкой ленты:

Можно еще и сэкономить на материалах, вырезав из рекламного щита «лишнее» по примеру производителей краски для волос:

и автомобильной сигнализации:

Можно пойти и другим путем, слегка дополнив традиционную рекламную конструкцию буквально одним элементом, как это сделали дилеры лекарства от диареи:

 и строительного инструмента:

а также стирального порошка:

А еще можно превратить в рекламу обычный жилой дом, раскрасив балконы разными цветами, как это сделала IKEA:

Как вариант, можно сделать рекламу в виде граффити там, где это не нарушает эстетику городского пространства:

Заметим, что цветовое оформление зданий и сооружений тоже является элементом городского дизайна. И поговорим об этом подробнее.

Фасады зданий и колористика городов

Чтобы дома и прочие строения органично «вписались» в городское пространство, они должны сочетаться по цвету и стилю. В Российской Федерации балансодержатели зданий должны иметь так называемый «колористический паспорт здания» или «Паспорт колористического решения».

Наличие колористического паспорта подтверждает, что наружный цвет фасада соответствует нормативным документам, утвержденным местной властью. Ввиду того, что российские города весьма разнообразны по возрасту, специализации, оформлению и расположению, единые рекомендации для всех городов от Сочи до Воркуты разработать попросту невозможно. Поэтому колористика городов – это прерогатива местной власти.

Например, в столице Российской Федерации цвет фасадов регламентируется Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2012 N 114-ПП «О колористических решениях фасадов зданий, строений, сооружений» [Официальный портал Мэра и Правительства Москвы, 2012]. Получить такой паспорт можно бесплатно в комитете по архитектуре и градостроительству [Официальный портал Мэра и Правительства Москвы, 2021]. Паспорт колористического решения является бессрочным.

Практика регламентации цвета фасада в странах постсоветского пространства зародилась в 90-е годы прошлого столетия после развала СССР. В Советском Союзе жители наблюдали «50 оттенков серого российских городов», а всевозможные СНиПы и СанПиНы регламентировали лишь внутреннее окрашивание помещений в зданиях общественного назначения.

Так, можно встретить рекомендацию по окраске стен и потолка в школьных спортзалах такой краской, которая не будет сохранять следы от попадания мяча. Что же касается наружного цветового оформления, в те годы ограничивались нанесением штукатурки, которая, в зависимости от марки, качества и способа разведения, могла приобретать какой-либо оттенок серого.

Исключение составляли разве что школы и детские сады, где в штукатурку добавляли краситель, обычно тот, который был на складе. Уточним, что в СССР были плановая экономика и централизованное снабжение бюджетных учреждений всем необходимым из числа доступного. Для зданий детских садиков концентрация красителя была выше, а цвет ярче, школьные строения выполнялись в более сдержанной цветовой гамме.

В целом, мировая практика регулирования цветового оформления фасадов берет начало в 17-18 веках, когда города начали активно расширяться и разрастаться. Тогда на повестку дня встал вопрос, как обеспечить разнообразие и при этом гармонизировать разнообразное цветовое оформление жилых домов, лавок, магазинок, пабов, мастерских и прочих построек.

В основном, регламентирующие документы ориентировались на уже сложившиеся традиции. Так, в жарких южных странах часто окрашивали дома в белый, синий или голубой цвет. Эти цвета лучше отражают солнечные лучи, поэтому такое здание меньше нагревается. Кроме того, белила отпугивают насекомых и являются профилактикой того, что в доме заведутся москиты, скорпионы и прочая нечисть.

В странах Средиземноморья есть целые города, где дома окрашены в синий, белый или бело-голубой цвет. Это, например, Бодрум в Турции:

«бело-голубой город» Сиди-бу-Саид в Тунисе: 

а еще Хускар в Испании:

и Санторини в Греции:

Хотя, можно встретить и другие объяснения подобных цветовых решений. Например, будто бы в Шавене в Мрокко стали красить дома в небесно-синий цвет для того, чтобы быть «ближе к небу», а следовательно, и ближе к Богу:

В северных странах с большим количеством пасмурных дней в году традиционно отдавали предпочтения ярким цветам фасадов. Примером могут служить яркие дома Хельсинки:

дома Риги:

дома Стокгольма:

или кирпично-желтые улицы Эдинбурга:

К слову, если вы изучите обзор «22 реальных города со всего мира, которые выглядят, как сказочные», вы увидите, что такой «сказочный» эффект достигнут во многом благодаря цветовому оформлению фасадов зданий [fishki, 2017].

Отдельной темой является сохранение исторических зданий, в том числе их первоначального цвета. Здесь ориентиром служит «Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест», она же «Венецианская хартия» [Венецианская хартия, 1964]. В частности, пункт 6 гласит, что «всякое новое строительство, разрушение и переделки, которые могли бы изменить взаимосвязь объемов и цветовую гамму, недопустимы».

А вот что поможет защитить памятники архитектуры и город в целом от вредного воздействия окружающей среды, так это зеленые насаждения.

Озеленение города

Озеленение городов в Российской Федерации регламентируется действующим в настоящее время государственным стандартом, принятым еще во времена СССР [Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов, 1991].

Веяния времени, имевшие место за последние три десятка лет, отражены в правилах благоустройства территорий, принятых в 2017 году [Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов, 2017]. Озеленению застраиваемых территорий посвящен раздел 9 данных правил.

Здесь содержатся общие предписания наподобие «сохранять естественное озеленение или создавать озелененные поверхности, приближенные к естественным, на дворовых территориях, вблизи фасадов домов». А также запреты высадки, к примеру, «женских экземпляров тополей и шелковиц, засоряющих территорию и воздух во время плодоношения».

Ввиду природно-климатического разнообразия территории России, единых для всех рекомендаций чего и сколько сажать не может быть в принципе. Правила озеленения и благоустройства принимаются на местном уровне, а минимально допустимой нормой озеленения считается 5 квадратных метров зеленых насаждений так называемого «общего пользования» на человека.

Нормы озеленения города могут очень сильно варьироваться в зависимости от статуса (районный или областной центр), специализации (промышленный, курортный, наукоград), размера территории, плотности застройки и прочих факторов. Для мегаполисов и в частности для Москвы применяются сниженные нормы ввиду того, что там попросту негде разместить больше количество зеленых насаждений [ЦИАН, 2017]:

Впрочем, примеры успешного озеленения городов-миллионников существуют. Так, город Куритиба (Бразилия) с населением почти 2 миллиона человек претендует на статус самого зеленого и экологически благополучного в мире.

Сэкономить место для высадки многочисленных парков и скверов удалось, «пересадив» почти 80% населения с личных авто на общественный транспорт. Причем в Куритибе это, в основном, электротранспорт. Таким образом, потребность в гаражах, парковках и стоянках заметно снизилась, и освободившиеся площади засадили деревьями и кустарниками. А практически полное отсутствие автотранспорта избавляет город от выхлопных газов и загрязнения, что делает его экологически благополучным.

Кроме того, город освободил значительную часть площадей, избавившись от мусорных свалок, коих в 70-е годы прошлого столетия было превеликое множество. Граждан мотивировали к раздельному сбору мусора и биологических отходов выдачей бесплатных билетов на общественный транспорт и пластиковых карточек, которые можно обменять на наборы овощей и фруктов.

Подсчитано, что за короткое время с момента старта программы в беднейших районах города жители поменяли 11 тысяч тонн мусора на миллион автобусных билетов и более тонны овощей и фруктов [М. Скляревская, 2014]. Фактически, это «внутренние деньги» Куритибы, которые можно заработать, собирая, сортируя и сдавая мусор, и потратить их целевым образом на транспорт и продукты.

Насколько этот опыт мог бы пригодиться у нас? Напомним, что в России с начала 2021 года совершенно серьезно обсуждается возможность адресной продуктовой помощи нуждающимся семьям, и у этой идеи все больше сторонников [А. Лесных, 2021]. Учитывая, что спрос на бесплатные продукты есть, а проблема мусора во многих городах Российской Федерации стоит достаточно остро, опыт Куритибы вполне можно было бы адаптировать к нашим российским реалиям.

Завершая тему городского дизайна, обратим ваше внимание, что тема озеленения городов всегда обсуждается в контексте благоустройства, которое невозможно без личной заинтересованности и участия горожан. И в целом городской дизайн в понимании комфортной и функциональной предметно-пространственной среды теряет смысл, если всюду будут горы мусора и разбитые дороги.

Проблема дорог актуальна не только в России. Иногда на ремонт дорожного покрытия не хватает денег даже у благополучных и живущих намного лучше нас немцев. Муниципалитет Нидерциммерн (Германия) нашел оригинальный выход из ситуации, устроив… распродажу выбоин на дорогах [lenta.ru, 2010].

Яму на дороге можно было купить за 50 евро, а в обмен горожане получили возможность «увековечиться» в истории Нидерциммерна. Для всех были изготовлены именные таблички участников акции с тем, чтобы в ходе ремонта «вмонтировать» их в дорожное полотно:

Всего таким способом было продано 257 выбоин на дорогах. Окончание акции отметили грандиозным фестивалем с живой музыкой, алкоголем и закусками [Niederzimmern, 2010]. У нас в России такого «добра», как выбоины на дорогах, заметно больше в любом населенном пункте, а живую музыку, алкоголь и закуски россияне традиционно приветствуют. Так что этот опыт тоже вполне можно попробовать перенять.

Больше интересных мыслей на тему «Благоустройство и участие в этом жителей города» вы найдете в интервью урбаниста Аркадия Гершмана [Эхо Москвы, 2021]. По теме урока в целом можем дополнительно рекомендовать книгу «Дизайн и оборудование городской среды» [В. Покатаев, С. Михеев, 2012].

Для интересующихся темой уличного освещения и рекламы будет интересна книга «Световой дизайн города» [Н. Щепетков, 2006]. Конечно, технические возможности за прошедшее со времени издания книги время ушли вперед, однако базовые основы светоурбанистического проектирования и светового моделирования знать всегда полезно.

Итак, времена меняются, меняются традиции и наполнение понятия «городской дизайн». Сегодня недостаточно просто построить дом и посадить дерево. Нужно еще получить землеотвод, согласовать проект и другие документы на дом, в том числе колористический паспорт, и получить разрешение на высадку конкретного вида дерева в конкретном месте.

Хорошо это или плохо? В любом случае, при нынешних темпах роста городского населения в мире определенное внешнее регулирование необходимо. Поэтому важно понимать, что такое городской дизайн, из чего он складывается и каковы его основные элементы. А чтобы убедиться, что вы разобрались в теме, рекомендуем пройти проверочный тест.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.