Английские дома 19 века: Английский стиль особняка XIX века в Хэмпстеде

Особняк в Лондоне: интерьер в английском стиле

Для декораторского дуэта Studio Peregalli эпохи и стили стали своего рода художественной палитрой при создании исторического интерьера в особняке XIX века в Хэмпстеде. Их проект – руководство к созданию дизайна интерьера в английском стиле.

Гостиная. Диван XIX века обит тканью, Madeleine Castaing, за ним — кабинет XVII века, Голландия. Cправа — кресло эпохи Наполеона III в оригинальной обивке, на потолке — старинная русская люстра-паникадило. Антикварный паркет снят и перевезен сюда из прежнего дома хозяев, двери сделаны на заказ из ореха.

Фото
Саймон Аптон (Simon Upton)

Название монографии, посвященной творчеству декораторов Роберто Перегалли и Лауры Сартори Римини, блестяще отражает их подход к интерьерам и, в особенности, интерьерам в английском стиле: «Изобретение прошлого». Работы этого миланского дуэта всегда с непревзойденным изяществом обращены к истории, но никогда не повторяют стили прошлого напрямую.

«Ничто не копируется дословно, наши проекты — это всегда переосмысление, мечта о прошлом», — говорит Роберто, а Лаура добавляет: «Цель нашей работы — создавать впечатление, что эти интерьеры были всегда». Старинный особняк в лондонском Хэмпстеде, построенный в стиле движения «Искусств и ремесел», стал идеальным местом для демонстрации этого творческого подхода.

Библиотека c овальным куполом. Буазери на стенах украшены расписными панелями из миланского дома Ренцо Монжардино. Потолок покрыт лепниной. Красные диваны, обитые шелковым бархатом, с резьбой и позолотой (один XIX века, второй — его новая копия). Софа, обитая зеленым вельветом, сделана на заказ. Викторианская оттоманка в роли кофейного столика покрыта тканью, Madeleine Castaing. Люстра XIX века из России, кожаное кресло и письменный стол, XIX век, родом из Англии, шторы сделаны на заказ в стиле пэчворк, турецкий ковер-ушак, XVIII век

Фото
Саймон Аптон (Simon Upton)

Величественный кирпичный особняк построил для себя в 1881 году архитектор Бейзил Чемпней. Среди его знакомых числились Роберт Льюис Стивенсон и эссеист Вальтер Патер, а к основным работам относятся Библиотека Джона Райландса в Манчестере, напоминающая готический храм, и первый английский женский колледж — Ньюнхем в Кембридже. Фасад дома мало изменился с годами. Он может похвастать фламандскими фронтонами, четырьмя центральными каминными дымоходами и красивыми окнами с фрамугами, чего нельзя сказать об интерьерах.

У дома изящные пропорции и богатое прошлое. единственное, в чем он нуждался, это в новой обстановке

Череда перестроек в ХХ веке почти полностью лишили их каких-либо архитектурных достоинств. В конце 1950-х дом был переделан под апартаменты для художников. «Больше всего это походило на коммуну хиппи», — говорит Сартори Римини. Затем в 1984 году здание вновь превратилось в частный дом, к нему был пристроен крытый бассейн. «Интерьер выглядел довольно крикливым и был начисто лишен всякого шарма», — жалуется Перегалли.

Фасад дома, обращенный в сад.

Фото
Саймон Аптон (Simon Upton)

Все, что здесь было, — мраморные полы, простые белые стены и горки из искусственного камня, спускавшиеся к бассейну. Впрочем, это не помешало новым владельцам, итальянской паре с тремя детьми, влюбиться в особняк с первого взгляда. «У дома богатое прошлое, изящные пропорции.

Единственное, в чем он нуждался, чтобы снова засиять во всем великолепии, — в новой красивой обстановке, — рассказывает хозяйка. — Кроме того, после 20 лет жизни в Челси я мечтала о саде и собаке. Здесь же целый акр настоящих сокровищ — от розового сада до огорода. Мы зовем это место нашим лондонским сельским домиком». Самое большое изменение коснулось пристройки с бассейном.

Вид из столовой на библиотеку. Старинный паркет перевезен из прежнего дома хозяев.

Фото
Саймон Аптон (Simon Upton)

Сам он был перенесен в цокольный этаж, а на его месте на первом этаже Перегалли и Сартори Римини создали роскошную библиотеку, интерьер которой строится вокруг оттоманских портретов XVIII века. Эти изображения на деревянных панелях некогда украшали миланский дом легендарного итальянского декоратора Ренцо Монжардино, который был другом родителей Перегалли.

Столовая. Обеденный стол и стулья XIX века, подушки на стульях из итальянской ткани, Bennison. Консоли и светильники, XIX век, деревянные рамы дверей расписаны под мрамор. Старинные обои в стиле шинуазри отреставрированы. Персидский ковер, XIX век.

Фото
Саймон Аптон (Simon Upton)

«Он часто приходил к нам в дом, — вспоминает Роберто, — для меня он был Сократом наших дней, его влияние безмерно». Библиотеку венчает овальный стеклянный купол, своего рода реминисценция британских купольных построек XIX века, таких как Хрустальный дворец, возведенный к Первой Всемирной выставке в Лондоне. «Нам хотелось добавить архитектурный элемент, типичный для Англии тех лет», — говорит Сартори Римини.

Комната для завтраков. Стены оформлены с использованием фрагментов обоев с ручной росписью XVIII века. Над столом, накрытым персидской тканью, висит марокканский светильник, XIX век. Английские стулья, XIX век.

Фото
Саймон Аптон (Simon Upton)

Другое изменение, которое планировали декораторы, — увеличить лестницу между первым и вторым этажами — сделать не удалось. Хотя этот архитектурный элемент времен постройки дома не сохранил оригинальные перила, комиссия по охране памятников все же не дала разрешение на его перестройку. Однако дизайнеры не захотели отказываться от своего замысла и добавили лестнице размах за счет деревянной балюстрады.

Фрагмент обоев XVIII века стал отправной точкой интерьера комнаты для завтраков

Старинный паркет переехал из прежнего дома заказчиков, а лепнина на потолке привнесла в интерьеры особняка подлинное величие. Дизайнеры решили обыграть образ Англии как страны путешественников, привозящих товары со всего света. Двери мужской гардеробной покрыты испанскими изразцами XIX века, фрагмент расписанных вручную обоев XVIII века в стиле шинуазри стал отправной точкой для интерьера комнаты для завтраков, а росписи на стенах гостиной вдохновлены Галереей оленей в Фонтенбло, где изображены королевские лесные угодья с высоты птичьего полета.

Кухня. Кухонный остров сделан из антикварной плиты XIX века, увенчанной столешницей из каррарского мрамора. Светильник, начало XX века, Франция. Стены облицованы керамической плиткой, XIX век, Португалия.

Фото
Саймон Аптон (Simon Upton)

«Словно хозяин-англичанин побывал там, а затем пожелал создать у себя дома нечто подобное», — объясняет Перегалли. Найти высококлассных мастеров для реализации проекта оказалось непросто. Так, мануфактуру, способную создать задуманный ковер для главной спальни, декораторы нашли во Франции, а поиск мастера, который мог бы изготовить зеленые изразцы для бассейна, занял несколько месяцев.

Вид из гардеробной на ванную комнату. Двери в гардеробной покрыты испанскими изразцами XVII (справа) и XIX века (слева), а также сделанными на заказ панелями из ореха. Раковины в ванной — из каррарского мрамора, пол и стены облицованы зеленым каррарским мрамором.

Фото
Саймон Аптон (Simon Upton)

«У нас есть идеи, но не всегда находятся люди, способные их воплотить, и это большая проблема», — сожалеет Лаура. Впрочем, без таланта изобретать прошлое и вовсе не обойтись.

Гостевая спальня. Стены, изголовье кровати и покрывало сделаны из одного и того же хлопка, Braquenie, подушки украшены вышивкой XIX века, прикроватные столики, Италия, XIX век, полосатый коврик, Англия.

Фото
Саймон Аптон (Simon Upton)

Ян Филлипс (Ian Phillips)

Теги

  • Лондон
  • загородный дом
  • Европа
  • классический

Жилищное строительство Англии XVII — начала XIX в. | Архитектурная классика

Жилищное строительство в городах шло в основном за счет постепенного развития традиционных типов жилого дома. Основным типом английского жилища с древнейших времен был дом с одним большим залом — «холлом», в котором первоначально размещалась вся семья. К XVI в. холл претерпел существенные изменения и превратился в типичный для того времени городской многоквартирный дом, выходящий узким, «сжатым», как того требовало бюргерское законодательство, торцом на улицу.

Городские дома Англии в XVI в. строились почти исключительно из дерева (фахверк). Эта традиция продолжалась и в XVII в. даже в Лондоне, несмотря на целый ряд правительственных указов, запрещавших употребление какого-либо материала, кроме камня и кирпича (указы 1605, 1607 гг. и др.). Таков, например, замечательный дом Пауля Пиндара из Лондона, теперь перенесенный в музей Виктории и Альберта, относящийся к 1624 г. (сохранился фасад).

В городах XVI в. строились и городские усадьбы дворян, пользовавшихся особыми привилегиями (впрочем, довольно часто они строились за пределами городской стены). Здесь фасад здания допускался более широкий. Его занимал холл, а жилые помещения располагались вокруг небольшого внутреннего двора.

В начале XVII в. благодаря работам Иниго Джонса (1573—1652) в английской архитектуре произошли важные перемены.

Иниго Джонс, архитектор европейского масштаба, родился в Лондоне в семье бедного суконщика. На рубеже века он отправился в Италию, где пробыл несколько лет. В это же время он посещает Данию. Возвратившись в Англию, он с 1605 по 1613 г. оформлял как художник и постановщик придворные спектакли, сыграв тем значительную роль в развитии европейского театра. В 1613 г. он вторично поехал в Италию. В этот период он деятельно изучает там классическую архитектуру и архитектуру Ренессанса. По пути посетил ряд значительных зданий Франции. В 1615 г. по возвращении на родину Иниго Джонс был назначен Генеральным инспектором Министерства королевских работ. С того времени началась его архитектурная деятельность, продолжавшаяся до смерти в 1652 г.

Рис. 9. Лондон. Гринвич. Куинс-Хаус, 1616—1635 гг., И. Джонс: 1 — северный фасад; 2 — южный фасад; 3 — план

В 1616 г. он начинает одно из лучших своих произведений, блестящий образец английского классицизма — Куинс-Хаус в Гринвиче (Дом королевы), вызвавший всеобщее восхищение и открывший новую страницу в истории английского жилищного строительства. После смерти королевы постройка была приостановлена и возобновилась только в 1629 г.

Здание было закончено в 1635 г. (рис. 9).

Заданием для архитектора было сооружение моста через дорогу, пересекавшую королевский сад и отделявшую его от парка. Иниго Джонс в процессе выполнения этого задания построил малый дворец королевы. В фасаде, обращенном к реке и королевскому дворцу, средний зал отвечает традиционному холлу английских построек. Его окружают гостиные и кабинеты. Первоначально дворец состоял из двух корпусов, соединенных мостом через дорогу. В южном, парковом корпусе располагались спальня и подсобные комнаты. Позднее просветы боковых фасадов были застроены.

Южный фасад Куинс-Хауса с его тонко прорисованной лоджией является прямым развитием идей Палладио. Вместе с тем это вполне английская постройка. Иниго Джонс, как это видно из сохранившихся его записей, внимательно изучал теорию композиции классических построек, и ему, по-видимому, были известны пропорциональные построения «золотого сечения», которые легко обнаруживаются в корпусе Куинс-Хауса.

Другим замечательным жилым зданием Иниго Джонса был перестроенный им южный корпус поместья Уилтон в Уилтшире (после 1647).

Здесь классическая тема дана в совершенно иной модуляции. Здание лишено колонн или пилястр, однако воспринимается как «ордерное» построение. Интересно внедрение пластического начала в обрамление центральной двери, ось которой поддержана угловыми ризалитами с завершающими их фронтонами (рис. 10).

Рис. 10. Уилтшир. Поместье Уилтон, южный корпус, после 1647 г., И. ДжонсРис. 11. Уорикшир. Коулшилл, 1650 г., Р. Прат. Фасад, интерьер, план

Лаконичная и выразительная архитектура интерьеров Иниго Джонса сильно отличает их по схеме и деталям от интерьеров прежнего времени. Комнаты с тщательно рассчитанными пропорциями имеют совершенно гладкие или же разделенные пилястрами, а иногда полуколоннами на крупные панели стены. Окна здесь не выступают в виде эркеров, двери не скрываются в тамбурах, а представляют обрамленные отверстия в стене. Плоскость потолка членится балками-ребрами на прямоугольные плафоны, покрытые теперь уже не рельефным узором, а росписью.

Потолочные балки, наоборот, украшены рельефными изображениями гирлянд из цветов и фруктов.

Архитектурное творчество Иниго Джонса не осталось эпизодом в английской архитектуре того века. Его ученик Джон Уэбб, в частности, продолжил его работу в Гринвиче, где Иниго Джонс предполагал перестроить королевский дворец. Уэбб из всего проекта осуществил только так называемый Кинг-Чарльз-Блок (1665), отодвинутый, однако, производителем работ Дэнхемом к реке, после чего он потерял всякую связь с Куинс-Хаусом. В этом здании традиция классицизма продолжена, хотя архитектурные формы и детали несколько огрублены.

Ряд архитекторов конца XVII в. подхватил принципиальную идею Уилтон-Хауса. Роджером Пратом в поместье Коулшилл в Уорикшире (1650) было возведено «классическое» здание без ордера, на этот раз, однако, с равной высотой верхних этажей (рис. 11). Хью Мэй в Элтсем-Лодж (Кент, 1664) построил такое же здание, но с включением ионических пилястр и фронтона в едва выступающем центральном ризалите.

Рис. 12. Миддлсекс. Хэмптон-Корт, 1689—1698 гг., К. Рен. Сейчас Большой Лондон

Рубеж нового века был отмечен появлением новых идей несколько иного плана. В 1689 г. Кристофер Рен начал проект перестройки дворца Хэмптон-Корт (Миддлсекс) для нового короля, законченной в 1698 г. (рис. 12). Отступив от позиций палладианского классицизма, предложенных Иниго Джонсом, он обратился здесь к французским мотивам, построив парковые фасады дворца, отчасти напоминающие проекты Лево и Мансара. Проект был вместе с тем самым крупным и самым сложным в плановом отношении из построенных до того английских жилых зданий: южный корпус его занимали апартаменты короля, северный — королевы. В остальных помещениях были приемные залы, гостиные и ставшие уже традиционными галереи. Кроме парковых фасадов, Рен закончил только фонтанный двор и королевскую лестницу.

В то же время в творчестве отдельных архитекторов, например Уильяма Тальмана (как, впрочем, и самого Рена), начинают проявляться элементы барочного искусства (Торсби-Холл и др. ), которое наибольшего своего развития в Англии достигло у Николая Хоуксмора и Джона Вэнбру.

Рис. 13. Йоркшир. Кэсл-Хоувард, 1699—1712 гг., Д. Вэнбру. Общий вид, центральный корпус, интерьер

Джон Вэнбру (1664—1726) был драматургом, но в 1699 г. он без какой-либо предварительной подготовки спроектировал поместье Кэсл-Хоувард (рис. 13). Характерной особенностью английской архитектурной практики XVII и 1-й половины XVIII в. было частое выступление на архитектурном поприще архитекторов-дилетантов из среды дворян или крупной буржуазии. К ним относились Роджер Пратт, Хью Мэй.

К ним мог бы относиться и Кристофер Рен, по образованию математик и астроном. Поэтому вступление Вэнбру в среду архитекторов нельзя считать чем-то исключительным. Поскольку, однако, Рен был Главным инспектором работ, а Вэнбру — контролером работ, а сама практика их была достаточно обширна, они не могут приравниваться к дилетантам, обычно строившим одно-два здания.

Кэсл-Хоувард в Йоркшире (1699—1712), так же как и следующий построенный Вэнбру дворец — Бленхейм в Оксфордшире (1705—1724), представляет заключительную стадию, своеобразную вершину развития планового решения жилого комплекса в Англии. Ничего более грандиозного не строилось в стране ни до, ни после Вэнбру. Только неосуществленный проект дворца Уайтхолл, задуманный Иниго Джонсом, превзошел творческий размах Вэнбру.

В центре здания здесь по-прежнему холл, совмещенный по главной оси с просторным салоном. Южный корпус с его десятикомнатной анфиладой заканчивается по торцам двумя залами с экседрами. Северный корпус с его 60-метровой галереей переходит в два боковых корпуса главного двора, где помещались церковь и библиотека, окруженные рядами других помещений. Эти корпуса имеют самостоятельные входы. За ними по сторонам — два обширных двора, окруженных служебными корпусами.

Здание интересно решено в пространстве. Отчетливо воспринимаются четыре градации пространства: наружное; затем пространство главного двора, свободное, но ограниченное со всех сторон; курдонер с его полузамкнутым боковыми корпусами пространством; наконец, внутреннее пространство — замкнутое, которое, однако, как бы «оживает», «дышит», находясь в окружении «живых» архитектурных форм фасадов. Последние решены в их типичной барочной трактовке: гигантский ордер, колонные ризалиты, соподчинение и развитие форм в пространстве, как и другие особенности, вызывают отчетливые ассоциации с барочными постройками континента.

Бесспорная техническая и архитектурная грамотность выполненного проекта, вероятно, объясняются сотрудничеством с Хоуксмором — талантливым архитектором с большим опытом.

Во дворце Бленхейм общее решение компактнее, а формы еще богаче, чем в Кэсл-Хоуварде, но не чувствуется такого ясного и закономерного соподчинения форм. В частности, завершения западного и восточного фасадов спорят с главным.

Барочные тенденции проявились в творчестве еще нескольких архитекторов, таких как Томас Арчер и Уильям Уэйкфильд, но уже в десятых годах XVIII в. такие тенденции под воздействием новых веяний классицизма — палладианства — перестали играть какую-либо роль в развитии английской архитектуры.

Английский палладианизм прежде всего проявил себя именно в жилищном строительстве. Построенный Колином Кэмпбеллом Уонстэд-Хаус в графстве Эссекс (1715—1720) оказался поворотным пунктом в развитии архитектурного стиля Англии (рис. 14). Его шестиколонный, высоко поднятый портик, навеянный композициями Иниго Джонса и Палладио, произвел огромное впечатление на современников и определил характерные черты «палладианского дома», во многих вариациях распространившегося по стране.

Рис. 14. Эссекс. Уонстед-Хаус, 1715—1720 гг., К. КэмпбеллРис. 15. Миддлсекс. Чисвик-Хаус, 1725 г., Берлингтон
Рис. 16. Норфолк. Холькхэм-Холл, 1734 г., У. Кент. План, южный фасад, интерьерРис. 17. Нордсэмптоншир. Керби-Холл, ворота, И. Джонс

Вслед за этим Кэмпбелл построил виллу Мируортс в Кенте (1723), свободную парафразу виллы Ротонда Палладио. За этой постройкой последовал Чисвик-Хаус (1725), спроектированный архитектором-дилетантом и одним из главных покровителей палладианского движения — лордом Берлингтоном (рис. 15). В таких постройках древний холл, вход в который теперь часто устраивался сразу с улицы, получает постепенно свою новую функцию — вестибюля.

Один из видных деятелей английского палладианства Уильям Кент (1685—1748) был живописцем. Около 10 лет он изучал свое искусство в Италии. В 1724 г. Берлингтон поручил ему издать «Проекты Иниго Джонса» (1727). Это склонило Кента заняться архитектурой и помогло ему занять ведущее положение среди английских палладианцев 30—40-х гг. XVIII в. В 1734 г. он начал строить дом в поместье Холькхэм-Холл, графство Норфолк (рис. 16).

Значение Холькхэм-Холла в истории английской архитектуры определяется тем, что здесь впервые, если не считать неосуществленного проекта Уайтхолла Иниго Джонса, здание классицизма в Англии не было прямым или косвенным переосмысливанием проектов Палладио или построек классической древности. На основе теории, разработанной Палладио, взяв его концепцию за отправную точку, Кент создал новую и необычайную по масштабам композицию (100 м с лишним в длину и 60 м в ширину) в формах классицизма. Несмотря на значительно меньшие размеры, чем в Кэсл-Ховард, Холькхэм-Холл производит даже более монументальное впечатление, что объясняется простотой и ясностью композиции, слитностью ее и правильно выбранным масштабом.

В плановом решении Холькхэм-Холл также отличается значительно более монументальными масштабами. Если группа салона и двух примыкающих гостиных здесь почти идентична таковой в Кэсл-Ховарде, холл решен как громадный и величественный зал, эффект которого еще усиливается широким разворотом лестницы и обходящей зал колоннады. Подобным образом и галерея здесь решена в монументальном стиле — с восьмигранными залами по концам и т. д.

Значение Кента в истории архитектуры классицизма определяется, однако, в еще большей степени его реформой паркового строительства. В архитектуре XVI и XVII вв. здание поместья сочеталось с регулярным садом. Территория ограждалась высокой стеной и изолировалась от окружающего пространства. Проповедь натурального, естественного в архитектуре, под знаменем которой и развился английский классицизм, оказала свое влияние и на концепцию сада, Кент разрушил высокую стену сада и связал его с ландшафтом окружающей местности, внеся в самый сад элементы нерегулярности, приближавшей его к естественности природы. Кент переделал сады Карлтон-Хауса, Чисвика, Стоу, разбив в них рощи, извивающиеся тропинки, ручьи, бегущие по камням. Естественно, возникла потребность в архитектуре малых форм, которая в классицизме получила широкое развитие.

Архитектуру малых форм начал развивать уже Иниго Джонс, создав ряд интересных проектов ворот (рис. 17), прелестную ограду Линдсей-Хауса и т. д. Хоуксмор построил в Кэсл-Ховарде величествен-ный мавзолей, подражая античным храмам, с бесспорным привкусом барокко (1729). В садах Кента и его последователей (Чэмберс и др.) появляются каскады, храмы со статуями, руины, мосты как в формах классицизма, так и в уже получившем известное распространение псевдоготическом «стиле». Одним из лучших образцов парковой архитектуры малых форм явился Палладианский мост в поместье Уилтон в Уилтшире (1736), построенный лордом Пемброком (архитектором-дилетантом) и Роджером Моррисом (рис. 18). Интересен также павильон Казино в Марино, г. Клонтэрф (окрестности Дублина, 1759), построенный Уильямом Чэмберсом. В 1825 г. была возведена эффектная колоннада с арками в Гайд-Парке в Лондоне (арх. Децимус Бертон).

Рис. 18. Уилтшир. Поместье Уилтон, Палладианский мост, 1736 г., Р. Моррис

Следующим этапом развития английского жилого строительства было перенесение форм жилых зданий классицизма, разработанных там прежде всего для поместий и вилл, в условия городской застройки. Здесь «палладианский дом» претерпел некоторые изменения. Портик стал заменяться ризалитом с полуколоннами. Часто стали употребляться пилястры. Цокольный этаж заметно вырос и т. д. Таков, например, Спенсер-Хаус в Лондоне, построенный Джоном Вэрди (1756—1765).

В конечном итоге особняк классицизма превращается в грандиозный комплекс домов, по фасаду фактически не разделимый, сходный с огромными корпусами доходного дома, какие строил в Бате Джон Вуд, в Бёкстоне Джон Кэрр, а в Лондоне Роберт и Джеймс Адамы.

Мелкие городские дома того периода строились обычно из кирпича, разделенные на этажи белокаменными гладкими поясами. Верх дома обычно украшал фронтон с классическими обломами. Углы нередко обрабатывались белокаменными вставками.

Английское палладианство заканчивает в основном свое развитие в 60—70-х годах XVIII в. Последними крупными архитекторами этого направления можно считать Джеймса Пэйна (1725—1789) и Уильяма Чэмберса (1726—1796). Планы жилых зданий в этот период еще сохраняют классически строгую симметрию и свободное, хотя и уравновешенное развитие. Масштаб и композиция помещений и внутренней отделки становятся еще более монументальными, но уже несколько напряженными. Часто в грандиозном сооружении выделяется группа помещений для личного пользования владельца, так как комплекс основных залов превышает даже самые широкие потребности одной семьи.

Рис. 19. Дербишир. Кедлстон-Холл, 1761—1765 гг. Д. Пэйн и Р. Адам. План, фасад, интерьер

Таков план Кедлстон-Холла в графстве Дербишир (рис. 19) Пэйна (закончен позднее Р. Адамом). Некоторая напряженность ощущается и в композиции фасадов (например, Уордур-Кэсл в графстве Уилтшир, арх. Д. Пэйн, 1770—1776). Портик заменяется полуколоннами с фронтоном, расстановка полуколонн и пилястр становится неравномерной и т. п.

Одними из первых и наиболее крупных представителей неоклассицизма в английской архитектуре были братья Роберт и Джеймс Адамы. Роберт Адам был не только архитектор, но и исследователь. Он посетил Францию, Италию. Затем в Далмации он провел изучение руин дворца Диоклетиана в Сплите, материалы о котором были опубликованы им в 1764 г.

Рис. 20. Бедфордшир. Лётон-Хоо, 1766-1770 гг., Р. Адам

В соответствии с изменением общих особенностей стиля изменились и планы жилых зданий. Палладианский дом представлял собой компактный прямоугольный блок с центральным ризалитом или портиком, позднее с боковыми ризалитами. Он развивался, присоединяя к себе другие, также прямоугольные блоки, связанные с ним галереями. Жилой дом неоклассицизма имеет значительно более вычурный план — боковые блоки устраняются, а центральный приобретает сложную, иногда даже несимметричную форму. Таковы планы поместья Лётон-Хоо в графстве Бедфордшир (1766—1770, архитекторы братья Адам, рис. 20) или Карлтон-Хаус (1783, арх. Генри Холланд). Каждое из помещений получает индивидуальную («контрастную», по выражению самого Адама) и необычную трактовку, нередко доведенную до уровня изысканного изящества, свойственного и фасадам здания.

Рис. 21. Миддлсекс. Сайон-Хаус, 1762—1764 гг., Р. Адам. Интерьеры и план

Во внутренней отделке зданий использовались довольно широко и свободно интерпретированные элементы античной архитектуры, как результат непосредственного и глубокого их изучения в натуре. Интерьеры Сайон-Хауса (рис. 21) в Миддлсексе (1762—1764), дома № 20 по Портмэн-Сквэр в Лондоне, Кедлстон-Холла в Дербишире братьев Адамов (1761) и др. заслужили всеобщее признание.

В начале XIX в. в английской архитектуре проявляются элементы неоклассицизма второй стадии, для которого отправным моментом становится античная Греция. Дорические портики построек Джорджа Дэнса Младшего (в жилом доме поместья Стрэттон-Парк, 1803—1804, рис. 22) или Томаса Хэррисона (Честер-Кэсл, 1820) иллюстрируют это направление. Террасы Карлтон-Хауса, построенные Джоном Нэшем в 1827 г. дают представление о заключительной стадии развития неоклассицизма второго периода.

Рис. 22. Хэмпшир. Поместье Стрэттон-Парк, 1803-1804 гг., Д. Дэнс МладшийРис. 23. Лондон. Риджентс-Парк, Кумберлендекая терраса 1827 г., Д. Нэш
Рис. 24. 1 — Туикнэм. Строоберри-Xилл, 1749 г., Робинсон; 2 — Уилтшир. Фонтхилл-Эбби, 1795—1807 гг., Д. Уайэт, общий вид и план

Романтизм в английской архитектуре проявился прежде всего в псевдоготических постройках.

Псевдоготические постройки вначале как своеобразная традиция известны в Англии еще в XVII в., в частности среди работ Рена. Сухие и жесткие, они не могли претендовать ни на достойное продолжение традиции, ни служить началом романтического направления. Началом последнего можно считать возведение известным знатоком искусства и сенатором Горацием Уолполем с помощью архитектора Робинсона его поместья Строоберри Хилл в Туикнэме (рис. 24) в 1748 г. Имеющее облик средневекового замка, асимметричное, с живописным расположением частей и элементов, оно явилось резким контрастом палладианским постройкам эпохи и привлекло всеобщее внимание. К началу XIX в. увлечение псевдоготикой приняло широкий размах и породило в жилом строительстве грандиозные и фантастические, тем не менее воплощенные в жизнь композиции Джеймса Уайэта: такие как Фонтхилл-Эбби в графстве Уилтшир (1795—1807), основанные, впрочем, уже на достаточно детальном изучении готического искусства.

Псевдоготические постройки Джона Нэша были еще более живописны (например, Лёскомб, Девоншир, 1800). Вместе с тем Джон Нэш значительно расширил возможности романтизма, используя в своих постройках не только мотивы композиции, навеянные пейзажами Клода Лоррена, Пуссена, Сальватора Роза, вроде Кронкхилл в графстве Шропшир (1802), но и ассоциации с постройками Индии, в чем ему подражал Коккерелл (Сизайнкот, Глочестершир, 1803). Отсюда оставался только один шаг к эклектизму второй половины века.


Глава «Архитектура Англии XVII — начала XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Е.В. Михайловский. Москва, Стройиздат, 1969

Дома в 19 веке

Тим Ламберт

В 19 веке в очень комфортабельных домах жили состоятельные люди. (Хотя их слуги жили в тесноте, часто на чердаке). Впервые мебель стала производиться серийно. Это означало, что это было дешевле, но, к сожалению, стандарты дизайна упали. Для нас дома среднего класса XIX века кажутся переполненными мебелью, украшениями и безделушками. Однако лишь немногие могли позволить себе такой комфортный образ жизни.

В начале 19 века жильё для бедняков часто было ужасным. Часто они жили «спина к спине». Это были дома из трех (иногда только из двух) комнат, стоявших одна над другой. Дома стояли буквально спина к спине. Задняя часть одного дома соединялась с задней частью другого, и у них были окна только с одной стороны. Нижняя комната использовалась как гостиная с кухней. Две комнаты наверху использовались как спальни.

Худшими домами были подвалы. Это были однокомнатные подвалы. Они были влажными и плохо проветриваемыми. Самые бедные люди спали на кучах соломы, потому что не могли позволить себе кровати. Однако жилищные условия постепенно улучшались. В 1840-х годах местные советы приняли подзаконные акты, запрещающие погребальные жилища. Они также запретили любые новый впритык. Старые постепенно сносились и заменялись в течение следующих десятилетий.

В начале 19 века квалифицированные рабочие обычно жили в «сквозных домах», т.е. в домах, не примыкавших к другим домам сзади. Обычно у них было две комнаты внизу и две наверху. Передняя комната внизу была сохранена для лучшего. В этой комнате семья хранила свою лучшую мебель и украшения. Большую часть времени они проводили в задней комнате внизу, которая служила кухней и гостиной. Как 19век прошел, все больше и больше людей из рабочего класса могли позволить себе такой образ жизни. В конце 19 века рабочие дома значительно улучшились. После 1875 г. в большинстве городов были приняты строительные нормы, в которых говорилось, что, например. новые дома должны находиться на определенном расстоянии друг от друга, комнаты должны быть определенного размера и иметь окна определенного размера.

К 1880-м годам большинство представителей рабочего класса жили в домах с двумя комнатами внизу и двумя или даже тремя спальнями. У большинства был небольшой сад. В конце 19 века некоторые дома для квалифицированных рабочих были построены с последней роскошью – крытым туалетом. Однако даже в конце 19 в.20-го века в одной комнате по-прежнему жило много семей. Старые дома иногда делились на отдельные жилища. Иногда, если окна были разбиты, владельцы трущоб не могли или не хотели их заменять. Поэтому их «ремонтировали» бумагой. Или в дырки в стекле набивали тряпки.

В конце 19 века в большинстве домов была судомойня. В нем была «медь», металлический контейнер для стирки белья. Котел заливали водой и добавляли мыльный порошок. Для стирки одежды их переворачивали с помощью деревянного приспособления, называемого тележкой. Или вы использовали металлический поршень с отверстиями, чтобы толкать одежду вверх и вниз. Мокрая одежда выжималась через устройство, называемое отжимом, чтобы высушить ее. В США Джон Э. Тернбулл изобрел отжим для одежды в 1843 году. В Великобритании Роберт Таскер изобрел его в 1850 году. В 1875 году человек по имени Джон Б. Портер изобрел портативную гладильную доску. Сара Бун запатентовала усовершенствованное устройство в 189 г.2.

В начале 19 века готовили на открытом огне. Это было очень расточительно, так как большая часть тепла уходила в дымоход. В 1820-х годах была представлена ​​​​железная плита, называемая плитой. Это был гораздо более эффективный способ приготовления пищи, потому что большая часть тепла находилась внутри. К середине 19 века ареалы были обычным явлением. У большинства из них за угольным очагом стоял котел, в котором нагревалась вода.

Газовые фонари впервые стали обычным явлением в домах зажиточных людей в 1840-х годах. К концу 1870-х годов в большинстве домов рабочего класса было газовое освещение, по крайней мере, внизу. В спальнях могут быть масляные лампы. Газовые пожары впервые стали обычным явлением в 1880-х годах. Газовые плиты впервые получили распространение в 189 г.0 с. В последние 2 десятилетия 19 века во многих британских городах установили электрические уличные фонари. Однако электричество было дорогим, и потребовалось много времени, чтобы заменить газ в домах людей.

В начале 19 века ванные комнаты были только у богатых людей. Люди принимали ванны, но лишь у немногих были настоящие комнаты для мытья. В 1870-х и 1880-х годах у многих представителей среднего класса были построены ванные комнаты. Вода нагревалась газом. Рабочие люди принимали жестяную ванну и мылись перед кухонной плитой.

Опубликовано

Отнесено к категории статей

Высокий стиль XIX века — достопримечательности Индианы

Американская архитектура высокого стиля девятнадцатого века во многом черпала вдохновение из Европы. Старая европейская архитектура, безусловно, сыграла свою роль, но и увлечение политическими идеалами континента, археологическими находками и строительными тенденциями. Все нашло выражение в разнообразии форм и конструкций этого периода.

Федеральный

1810 – 1845

Роберт и Джеймс Адам (1728-92) оказали сильное влияние на британскую архитектуру конца восемнадцатого века. Хотя американцы сбросили британское правление, мы с радостью позаимствовали архитектуру братьев Адамс для нашего федерального стиля, названного в честь федералистов — ранней американской политической партии, выступавшей за сильное федеральное правительство и тесные связи с Великобританией. Федеральный стиль распространился от восточного побережья до Индианы — первого стиля, разработанного архитектором в штате, — где он оставался популярным примерно с 1810 по 1845 год.

Изысканные и сбалансированные федеральные дома в форме I-дома обычно имеют фрамуга и бортовые огни вокруг главного входа, который обеспечивал естественное освещение центрального коридора, что было необходимо в те дни, когда еще не было электричества. Концевые дымоходы поддерживать симметрию (и обеспечивать тепло в те дни, когда не было центрального отопления).

Если в доме все еще есть оригинальные окна, то они, вероятно, представляют собой двустворчатые створки с небольшими стеклами, часто с рисунком 6 на 6 окон. Окна обычно имеют плоскую отделку, возможно, с простым замковым камнем в качестве украшения. Самые сложные федеральные дома имеют трехчастную планировку. Палладианское окно.

Предыдущий слайд Предыдущий Следующий слайд Следующий Untitled-5

{Знаете ли вы?}

Учитывая даты постройки этого стиля, вы найдете федеральные дома в старейших городах Индианы и вдоль первых транспортных маршрутов, таких как река Огайо, а также Национальных и Мичиганских дорог.


Греческое возрождение

1840 – 1860

Греческая мания захлестнула Америку в начале девятнадцатого века, подпитываемая желанием разорвать связи с Великобританией после войны 1812 года. Археологические открытия в Греции, описанные в книгах, и греческая война за Независимость (1821-30), вызвавшая интерес и симпатию американцев, также способствовала популярности этого стиля. Американцы ухватились за древнюю Грецию, место зарождения демократии, как за наиболее подходящее дизайнерское вдохновение для архитектуры в Соединенных Штатах. Люди в то время называли это национальным стилем.

Здания любого типа — дома, здания суда, банки, даже надворные постройки — представляли фасад храма и столбцы. В дополнение к колоннам в домах греческого Возрождения есть фронтон и широкий антаблемент (полоса между фронтоном и колоннами). Греческое возрождение оставалось популярным в Индиане с 1840 по 1860 год.

Untitled-5

{Знаете ли вы?}

Среди самых известных археологических открытий того времени были раскопки Дельф, места мифологического Оракула. Пророчества давались как загадки. Можно представить, как многие древние греки бормотали: «Вы мне поможете», но, вероятно, это было лучше, чем ничего.


Возрождение готики

1850 – 1870

Позднее Средневековье — вспомните замки и крестовые походы — выглядело необъяснимо привлекательным для общества девятнадцатого века, обеспокоенного фабричной работой, политической коррупцией и финансовыми кризисами. Александр Джексон Дэвис, а затем Эндрю Джексон Даунинг использовали это чувство в архитектурных проектах в стиле готического возрождения для загородных коттеджей, опубликованных в больших книгах с планами, которые достигли широкой аудитории.

Строительство Вестминстерского дворца (здания парламента) в Лондоне в 1840-1870 годах и «замка» Джеймса Ренвика-младшего 1855 года для Смитсоновского института — оба в стиле готического возрождения — помогли популяризировать стиль. Великие готические соборы Европы вдохновляли вертикальность, что в домах означало крутые скатные крыши и стрельчатые (или готические) арки.

В жилой архитектуре готическое возрождение оставалось модным в Индиане с 1850 по 1870 годы, а его популярность для религиозных зданий сохранялась и в двадцатом веке. В некоторых примерах дощато-вагонный сайдинг еще больше подчеркивает вертикальность. В церквях в стиле готического возрождения можно увидеть тонкий каменный узор, который в жилых домах переводится в деревянный. имбирный пряник на баржи и подъезды. Появление в Соединенных Штатах в 1860-х годах механической спиральной пилы сделало эти сложные деревянные детали более доступными и распространенными.

Предыдущий слайд Предыдущий Следующий слайд Следующий Untitled-5

{Забавный факт}

Исторические готы, германские племена, которые в конце концов столкнулись с Римом, имели свой собственный архитектурный стиль, который имеет мало общего со стилем, который теперь носит их имя. Они также никогда не слышали о The Cure.


Итальянский

1855 – 1890

Итальянский стиль отражает неизменную любовь американцев к ранней европейской архитектуре. Наряду с готическим возрождением в книгах образцов А. Дж. Даунинга также были изображены проекты, вдохновленные романтическими загородными виллами итальянского Возрождения. Виллы Даунинга часто включали в себя башню или купол, которые добавляли драмы и провозглашали богатство и статус владельца, а также предлагали захватывающий вид и выпускали тепло влажным летом в Индиане.

Итальянская архитектура долгое время пользовалась популярностью и остается наиболее распространенным из высоких стилей девятнадцатого века в Индиане, в первую очередь из-за быстрого роста населения в этот период. Новые железные дороги, улучшенные дороги и более крупные фермы увеличили население Индианы более чем на один миллион человек в период с 1850 по 1890 год. Вы найдете живописные сельские примеры, а также городские особняки. Даже народные формы, такие как фронтоны и I-образные дома, охватили итальянское увлечение. Итальянские коммерческие здания также выстраиваются вдоль главных улиц малых и больших городов.

Чтобы обнаружить здание в итальянском стиле, ищите кронштейны вдоль карниза. Хотя они могут выглядеть так, как будто они поддерживают крышу, они просто декоративные, многие из них сделаны из легкого листового металла. Крыша обычно пологая и четырехскатная, хотя встречаются и двускатные формы. Декоративный оконные капюшоны шапки высокие, узкие окна, которые часто тянутся от пола до потолка на первом этаже. Вы найдете итальянские дома, построенные из кирпича и деревянной обшивки.

Предыдущий слайд Предыдущий Следующий слайд Следующий Untitled-5

{Забавный факт}

Некоторые из первых книг с выкройками были выпущены итальянским архитектором шестнадцатого века Андреа Палладио, который опубликовал серию книг, включающих проекты домов и архитектурные украшения. По мере того, как их популярность росла, их иллюстрации домов и архитектурных стилей становились все более богато украшенными и подробными, превращая книги с образцами в художественную форму.


Вторая империя

1860 – 1885

Предыдущий слайд Предыдущий Следующий слайд Следующий

В отличие от стилей, вдохновленных старой европейской архитектурой, стиль Второй империи возник после правления Наполеона III во Франции с 1852 по 1870 год («Вторая империя», о котором идет речь), что вызвало интерес США к последней парижской моде. Наполеон предпринял огромные усилия, чтобы украсить Париж с помощью парков, больших бульваров и новых зданий. Французские архитекторы того периода возродили проекты семнадцатого века Франсуазы Мансар, которая популяризировала самобытный мансарда крыша.

Мансардная крыша, главный определяющий элемент стиля Второй ампир, представляет собой двускатную шатровую крышу. Крутой нижний склон может иметь вогнутую, выпуклую или прямую кромку, в то время как верхний склон имеет такой низкий уклон, что может казаться плоским. Мансардные окна Направьте свет на чердак, третий этаж во всю высоту стал возможен благодаря конструкции крыши.

Элементы итальянского стиля также украшают дома Второй империи, в том числе кронштейны вдоль карниза; высокие узкие окна; и башни. Мимолетная популярность этого стиля — 1860–1885 годы — оставила в Индиане несколько примеров, но вы можете сразу заметить те, которые остались; просто ищите мансардную крышу.

Благодаря Голливуду 50-х и 60-х годов стиль Второй Империи может навсегда ассоциироваться с домами с привидениями. Посмотрите Психо , Призрак и Мистер Цыпленок и Семейка Аддамс , чтобы познакомиться со стилем Второй Империи.

Untitled-5

{Знаете ли вы?}

Вторая империя часто ассоциировалась с «новыми деньгами», поскольку нувориши стремились подражать изысканности, связанной с Парижем девятнадцатого века. Джон Моррис, строитель дома Морриса-Батлера компании Indiana Landmarks в Индианаполисе, прожил в этом доме всего тринадцать лет, прежде чем объявить о банкротстве. По иронии судьбы, он продал дом Ноблу Чейзу Батлеру, адвокату по банкротству.


Романское возрождение

1880 – 1900

Предыдущий слайд Предыдущий Следующий слайд Следующий

Если вы предпочитаете крепость уютному коттеджу, романский стиль вам подойдет. Отличительными чертами стиля являются массивность, массивные каменные или кирпичные фасады, тяжелые круглые арки (также из камня или кирпича), шатры с поперечными фронтонами и башни. Этот стиль подходит для солидных общественных зданий, таких как здания суда, но вы можете найти и жилые примеры.

Стиль романского возрождения черпал вдохновение в европейской архитектуре одиннадцатого и двенадцатого веков, которая, в свою очередь, была перезагрузкой древнеримских форм. Этот стиль был популярен в Индиане примерно с 1880 по 1900 год.

Бостонский архитектор Х. Х. Ричардсон настолько тесно связан со стилем, что термин «ричардсоновский романский стиль» описывает его проекты, которые опирались на грубо обработанный камень, похожие на крепости башни, круглые арки, исходящие из приземистых колонн или опор (известных как Сирийские арки ), и цветочные детали на капителях колонн и арках.

Untitled-5

{Знаете ли вы?}

Говорят, что Эго и телосложение Г. Х. Ричардсона соперничали с его огромными зданиями. Он был известен тем, что приходил на встречи с клиентами, вызванные гонгом, и одетый в монашеские одежды, что демонстрировало его близость к средневековому дизайну.


Королева Анна

1860 – 1900

Когда люди называют дома викторианскими, они обычно имеют в виду дома в стиле королевы Анны с имбирный пряник, круговые веранды, узорчатая черепица, и разноцветные схемы окраски. Чтобы получить техническую информацию, хотя королева Виктория правила с 1837 по 1819 год.01, викторианская эпоха в архитектуре относится к сооружениям, построенным между 1860 и 1900 годами, включая стили Второй империи и романского возрождения. В следующий раз, когда кто-то скажет: «Я люблю викторианскую архитектуру», покажите им свою сообразительность, спросив: «Какой стиль?»

Королева Анна названа в честь архитектуры английского барокко, созданной во времена правления королевы Анны (1702-1714), что трудно понять, поскольку американская королева Анна совсем не похожа на английский стиль. Последний из стилей девятнадцатого века, дома королевы Анны сочетают в себе остроконечные и шатры асимметричной формы.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *