Цветовые контрасты: Семь типов цветовых контрастов — Искусство цвета (Иоханнес Иттен)

Семь типов цветовых контрастов — Искусство цвета (Иоханнес Иттен)

ColorScheme

· Инструмент для подбора цветов и генерации цветовых схем ·

Цветовой Круг Онлайн ⇒

Карта СайтаНазвания ЦветовЦвета АвтомобилейИмена цветов в HTMLКонвертер Цветов

Искусство цвета

Иоханнес Иттен

Оглавление:
  • Предисловие
  • Введение
  • Глава 01. Физика цвета
  • Глава 02. Цвет и цветовое воздействие
  • Глава 03. Цветовая гармония
  • Глава 04. Субъективное отношение к цвету
  • Глава 05. Цветовое конструирование
  • Глава 06. Двенадцатичастный цветовой круг
  • Глава 07. Семь типов цветовых контрастов
  • Глава 08. Контраст по цвету
  • Глава 09. Контраст светлого и темного
  • Глава 10. Контраст холодного и теплого
  • Глава 11. Контраст дополнительных цветов
  • Глава 12. Симультанный контраст
  • Глава 13. Контраст по насыщенности
  • Глава 14. Контраст по площади цветовых пятен
  • Глава 15. Смешение цветов
  • Глава 16. Цветовой шар
  • Глава 17. Цветовые созвучия
  • Глава 18. Форма и цвет
  • Глава 19. Пространственное воздействие цвета
  • Глава 20. Теория цветовых впечатлений
  • Глава 21. Теория цветовой выразительности
  • Глава 22. Композиция
  • Послесловие

Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Так, противопоставления большой — маленький, белый — черный, холодный — теплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты. Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая, но та же линия воспринимается короткой при сравнении с более длинной. Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.

Изучая характерные способы воздействия цвета, мы можем констатировать наличие семи видов контрастных проявлений. Они настолько различны по своим основам, что каждый из них должен быть изучен отдельно. Каждый из контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и единствен в своем роде, что благодаря им мы можем открыть для себя все основные художественные возможности цвета.

Гёте, Бецольд, Шеврель и Хельцель указывали на смысловое значение различных цветовых контрастов. Шеврель посвятил огромный труд «симультанным контрастам». Однако наглядного и снабженного соответствующими упражнениями практического введения в изучение своеобразного проявления цветовых контрастов до настоящего времени не существует. Предпринятое в данной книге исследование цветовых контрастов является существенной частью моего труда о цвете.

Начнем с перечисления семи типов цветовых контрастов:

  1. Контраст по цвету
  2. Контраст светлого и темного
  3. Контраст холодного и теплого
  4. Контраст дополнительных цветов
  5. Симультанный контраст
  6. Контраст по насыщенности
  7. Контраст по площади цветовых пятен.

Цветовые контрасты | LOOKCOLOR

Цветовые контрасты — это типы сочетания цветов и степень их выразительности. Существует 7 типов. Как их променивать? Фото

При соотношении двух противоположностей, по какому либо качеству, свойства каждого из группы приумножается. Так, например, длинная полоска кажется еще длиннее рядом с короткой. Дорогие, дизайнерские вещи на фоне развален смотрятся еще более богатыми.
В сочетании цветов действует такой же принцип, в общей сложности различают 7 вариантов контраста:

1 Контраст по тону — это сочетание разных цветов. Его построение основано на теории цветового круга Иттена, где описаны самые удачные комбинации и метод их создания с помощью геометрических манипуляций. Часто к этому типу присоединяются другие контрасты, например, световой, тепловой и т. д. (см. ниже)

Этот контраст влияет на подсознание. Если рассматривать цвет, как источник информации об окружающем мире, то такое сочетание будет нести информационное послание.

( а в некоторых случаях вызывать эпилепсию).

2 Контраст светлого и темного. Светлые оттенки и темные создают ощущение свето-тени. Такую разницу легко улавливает глаз. Основной характеристикой в нем будет — четкость линий на границе светлых и темных тонов. В той или иной мере светло-темный контраст присутствует практически в каждом сочетании, однако он может быть резким или приглушённым. О его отсутствие можно сказать только в том случае, если комбинацию можно перевести в серый и граница цветов будет неразличима.

Сочетания построенные по этому типу могут внести определенность в образ или композицию. За счет этого эффекта можно достичь объемности, реалистичности изображения. Он легко воспринимается, распознается, поэтому и считается одним из самых привлекательных.

3 Контраст холодного и теплого

основан на разнице «тормозящих» и возбуждающих оттенков и нашему желанию достичь покоя. Теплые и холодные цвета вместе создают гармонию целостности, хотя, как и в любом контрасте противоположности усиливают друг друга: холодный рядом с теплым становится еще более ледяным, а теплый — горячим.

Этот контраст хорош для создания образов с разной активностью: от «снежной королевы» до «борца за справедливость».

4 Контраст дополнительных цветов — это сочетание цветов, волны которых в сумме дают серый спектр. Если смешать краски двух дополнительных цветов, то мы получим грязный, коричневый оттенок. Такие противоположные цвета — самая яркая комбинация из контрастов по тону. Найти дополнительную пару можно на цветовом круге Иттена: тона, которые находятся друг напротив друга будут иметь искомые свойства.

Этот контраст так же стремится к стабильности, как и тепло-холодный (кстати, он всегда присутствует в дополнительной паре), но если разница по температуре создает «движение», то данная пара достигает стабильности. Поэтому эти сочетания редко используется в повседневности, так как впечатление от него может быть слишком ярким.

А вот в живописи этот инструмент весьма уместен.

5 Симультанный контраст – его не существует вне нашего восприятия. Он возникает в сочетании с серым цветом другого насыщенного (не монохромного или нейтрального) оттенка, когда в сером — мы видим дополнительный тон к нему. То есть, например, красный с серым, при беглом взгляде на серый. в таком соседстве, мы можем увидеть зеленый тон. Это очень важно, особенно при создании мелкого рисунка, например, в текстиле. Красно-серый галстук — это приемлемый, строгий элемент костюма, но если вы видите красно-зеленый рисунок в таком изделии — первое, что вы ощутите — это замешательство, так как такое сочетание неприемлемо для строгого мужского (да и женского) образа.

Для нейтрализации симультанного контраста в серый добавляется толика тона соседа, в случае с красным, серый будут иметь теплый, едва уловимый лиловый подтон. Мы не заметим этой перемены, но наш глаз не будет перевирать нейтральный цвет.

Этот контраст более других подтверждает стремление нашего сознания к золотой середине.
Проверьте это сами: если сосредоточенно смотреть на каждый серый прямоугольник по очереди, дожидаясь, когда глаз устанет, то серый изменит оттенок на дополнительный по отношению к фону.

На оранжевом, серый примет голубой оттенок;
на красном – зеленый;
на фиолетовом – желтоватый.

6 Контраст по насыщенности

называют сочетание бледных и ярких оттенков. Он может быть составлен из оттенков одного тона, один из которых будут выделятся, как бы светится на фоне остальных. Чем насыщенней оттенок, тем ближе он к спектральному цвету. Однако, на фоне бледных тонов, даже просто выраженный средний тон — будут выделяться.
Контраст по насыщенности присутствует не только в одной гамме, это может быть и сочетание разных оттенков среди которых есть такой, который приковывает к себе внимание.

Этот контраст можно отнести к акцентирующему. Он может быть очень ярким, а может быть умеренным. Его используют в создании и подборе различных аксессуаров.

7 Контраст по размеру цветовых пятен. Основан на количественной разнице между цветами. В этом контрасте можно достигнуть равновесия или динамики. Замечено, что для достижения гармонии светлого должно быть меньше, чем темного.

Этот эффект подсказала нам природа и ощущение облегчения при виде света в темноте.

Чем светлее пятно на темном фоне, тем меньше для равновесия оно занимает пространства.
При цветах равных по светлоте пространство, занимаемое пятнами, равно.

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ (нажать на картинку)

цветовых контрастов и дополнительных цветов создают успешный дизайн | by Michael Reiner

Вот изображение цветового круга. Фото: Школа фотографии Icon. Ссылка- https://photographyicon.com/complementary/

В исследовании о психологии цвета в маркетинге 84,7% клиентов объяснили, что цвет продукта является основной причиной, по которой они его покупают. Цветовой контраст и дополнительные цвета создают идеальный эстетический баланс для глаз потребителей.

Цветовой контраст предполагает использование двух разных цветов с разной степенью оттенка и оттенка. Дополнительные цвета – это два цвета, противоположные друг другу на цветовом круге. Оранжевый и синий — два взаимодополняющих цвета, обладающих синергетическим эффектом.

Вот видео Анабель Салливан на YouTube с дополнительной информацией о дополнительных цветах:

Анабель Салливан — 29 марта 2013 г.

Синий — очень доминирующий темный цвет. Добавление ярко-оранжевого цвета делает логотип визуально приятным. Многие спортивные команды используют сочетание оранжевого и синего, например, Флорида Гаторс и Нью-Йорк Айлендерс.

Вот видео Брэда Колбоу на YouTube с дополнительной информацией о дополнительных цветах:

Брэд Колбоу — 27 апреля 2015 г.

Вот пример инфографики, в которой удачно используются синий и оранжевый цвета.

Infographic Credit-Michael Reiner

С другой стороны, синий цвет нравится обоим полам. В ходе независимого исследования и мужчины, и женщины объяснили в опросе, что синий — их любимый цвет. Синий цвет очень ценен для коммерческого бизнеса, поскольку он укрепляет доверие в отношениях и маркетинге.

Цветовая схема Facebook, состоящая из синего и белого, выделяется благодаря их владельцу Марку Цукербергу. Цукерберг выбрал эту цветовую схему, потому что он дальтоник, поэтому ему трудно различать красный и зеленый цвета. Синий — очень популярный цвет, потому что он делает невозможным дальтонизм.

Когда вы экспериментируете с контрастными дополнительными цветами, важно убедиться, что вы придерживаетесь значения цветов. Также не менее важно убедиться, что контрастные цвета, которые вы выбираете, не вызывают разочарования у людей, страдающих дальтонизмом.

Когда вы научитесь использовать дополнительные и контрастные цвета, вы станете успешным маркетологом.

Ссылки

Психология цвета в маркетинге: полное руководство [Скачать бесплатно]

В контент-маркетинге цвет является эмоциональным сигналом. В океане контент-маркетинга цвет может помочь вам выделиться.

Это…

coschedule.com

Как использовать психологию цветов в маркетинге

Чувствуете ли вы безмятежное спокойствие, когда вас окружают зеленые поля и голубое небо? Вы когда-нибудь спрашивали, что означает красный цвет…

smallbiztrends.com

Инфографика: Психология цвета в брендинге

Вы читаете Entrepreneur Middle East, международное издание Entrepreneur Media. Цвета были…

www.entrepreneur.com

Цвет | Баухаус

Форма и цвет Обзор Первичные формы Цвет Кандинский Упражнение по форме и цвету

fig-16.png

fig-16.png

Цветовое царство содержит в себе многомерные возможности, которые лишь частично можно свести к простому порядку. Каждый отдельный цвет — это вселенная сама по себе. 1 Йоханнес Иттен

Изучение цвета в Баухаусе формировалось на основе разнообразных ранее разработанных художественных, психологических и научных теорий цвета, проверенных и обновленных с помощью практических упражнений.

Реинтерпретация Йоханнесом Иттеном цветовой сферы романтического художника Филиппа Отто Рунге ( Farbenkugel ) (рис. 29) легли в основу обучения цвету на подготовительном курсе. Созданная в 1921 году цветная звезда Иттена (рис. 28) разворачивает и сглаживает сферу Рунге, чтобы отобразить ее полярности темного и светлого на одной плоскости. Эти полюса, представленные белым центром звезды и ее черными концами, содержали между собой бесконечные возможности для изучения контрастных цветовых эффектов.

Farbenkugel in 7 Lichtstufen und 12 Tönen (Цветовая сфера в 7 световых тонах и 12 тонах), Johannes Itten, 1921. Литография. 74,3 х 32,2 см. Из Бруно Адлера, изд., Utopia: Dokumente der Wirklichkeit I/II
(Веймар, 1921 г.), разворот изнутри обложки. Исследовательский институт Гетти, 85-B9544-2

Иттен определил семь основных категорий контраста: оттенок, светлый-темный, холодный-теплый, дополнительный, аналогичный, насыщенность и протяженность. Цветная звезда смоделировала несколько из них. На нем было шесть концентрических кругов, представляющих поверхность сферы Рунге, с двенадцатью «меридианами», исходящими от их окружности. Каждая линия меридиана пересекает центр кругов, чтобы попасть в свою полярную противоположность в пространстве, в то время как «экваториальная зона» отображает двенадцать чистых цветов из классического цветового круга с двенадцатью оттенками. Иттен объяснил, как можно использовать звезду для изучения цветовых контрастов: «Читая вовне, мы имеем зоны оттенков, зону чистых оттенков [экваториальная зона] и две зоны оттенков, с черным в крайних точках. звезда».

2

Цветовая звезда Иттена была лишь одной из многих вариаций стандартного цветового круга, разработанного мастерами и студентами Баухауза посредством педагогического обмена. Пауль Клее разработал теорию цвета, которая началась с линии и через мутации направления и ускорения привела к цветовому кругу. Василий Кандинский поступил в Баухаус уже известным знатоком теории цвета. В его книге «О духовном в искусстве» установлены четкие эмоциональные и духовные ассоциации между определенными цветами и формами. Он теоретизировал эти ассоциации как общие художественные принципы.

Farbenkugel (Цветная сфера) (фрагмент), Филипп Отто Рунге, 1810 г. Гравюра, раскрашенная вручную. 28 х 44 х 1,5 см (открытый). От Philipp Otto Runge, Farben-Kugel oder Construction des Verhältnisses aller Mischungen der Farben zu einander, und ihrer vollständigen Affinität
(Гамбург: Bey Friedrich Perthes, 1810), вставка после с. 15. Исследовательский институт Гетти, 85-B14127

В отличие от веры Кандинского в существенную связь между формой и цветом, Йозеф Альберс теоретизировал абсолютную относительность цвета. Альберс настаивал на том, что «цвет, как наиболее относительное средство в искусстве, имеет бесчисленное количество лиц или проявлений. Изучение их в их соответствующих взаимодействиях, в их взаимозависимости обогатит наше «видение», наш мир — и нас самих». 3

Йоханнес Иттен поощрял исследование цвета через контрасты и полярности, всегда призывая студентов чувствовать свой собственный путь в упражнении. Он заметил, что каждый студент тяготел к определенной категории контрастных упражнений, раскрывая глубоко укоренившееся сходство между типами личности и эстетическими предпочтениями:

Исследование контраста светлого и темного для Предварительного курса Иоганна Иттена, Фридл Диккер, 1919. Коллаж углем и пастелью на черной бумаге. . 32,5 х 22,5 см. Рисунки и гравюры Баухауза Фридла Диккера. Научно-исследовательский институт Гетти, 920030

Разные талантливые люди по-разному реагируют на формальные приемы и по-разному развиваются по отношению к ним. Одни особенно реагируют на контрасты светлого и темного, другие — на форму, ритм, цвет, пропорции и построения, текстуры, пространственную ориентацию или скульптуру. Таким образом, я смог распознать в каждом ученике светло-темный тип или ритмический тип, или даже металлический, деревянный или стеклянный тип. 4

—Йоханнес Иттен

Композиция Фридла Диккера, студента Баухауза, представляет собой исследование контрастов светлого и темного. Поместив отражающую поверхность серебряного диска в центр изображения, Диккер еще больше усилил его яркость, наложив белый круг на его нижний левый квадрант. Этот белый круг находит свою полярную противоположность в черном круге, контур которого был нарисован черным мелом по краям вырезки из бумаги. Два круга имеют одинаковые размеры, но совершенно противоположны по цвету и конструкции.

Красный, по словам Кандинского, «отличается от желтого и синего своим свойством твердо лежать на плоскости, а от черного и белого — интенсивным внутренним бурлением — напряжением внутри него.

Кандинский определил материальную поверхность, на которой строится произведение искусства, как «базовую плоскость», сокращенно «БП». Квадрат был наиболее типичной формой основной плоскости и соответствовал стандартной форме большинства живописных полотен, тогда как красный цвет был наиболее естественным его цветовым сочетанием: красный, как объяснял Кандинский, «отличается от желтого и синего своим свойством крепко лежать». на плоскости, а из черного и белого — интенсивным внутренним бурлением — напряжением в нем». 5

Этюд для Василия Кандинского Farbenlehre (Курс по цвету), Эрих Мрозек, ок. 1929–1930 гг. Коллаж гуашью на бумаге. 24 х 22,5 см. Студенческая работа Баухауза, 1919–1933 гг. Научно-исследовательский институт Гетти, 850514. © Estate Erich MrozekЭтюд для Василия Кандинского Farbenlehre (Курс по цвету), Эрих Мрозек, ок. 1929–1930 гг. Коллаж гуашью на бумаге. 24 х 22,8 см. Студенческая работа Баухауза, 1919–1933 гг. Научно-исследовательский институт Гетти, 850514. © Estate Erich Mrozek

Цветовые упражнения Эриха Мрозека (рис. 31, 32) используют красный квадрат в двух противоположных композициях. В таких упражнениях, как у Мрожека, «отступание и продвижение элементов формы тянут ВР [базовую плоскость] вперед (к наблюдателям) и назад в глубину (от наблюдателей) таким образом, что ВР, как гармошка, разрывается в обе стороны». Кандинский добавил, что «цветовые элементы обладают этой силой в высокой степени». 6 Сочетание таких цветов, как красный, синий и серый, дает различные эффекты, которые можно модулировать добавлением других цветов.

Курс Теории дизайна Пауля Клее дал студентам ткацкой мастерской в ​​Дессау углубленное обучение работе с формой и цветом. Акварельное упражнение Маргарет Виллерс (рис. 33) отражает учение Клее о равновесии. В отличие от композиций студента Эриха Мрозека для класса Кандинского (рис. 31, 32), в которых использовались основные цвета, композиция Виллера исследует цвета, расположенные рядом друг с другом на цветовом круге, также известные как аналогичные или третичные цвета.

Farbenstudien (Исследования цветов), Маргарет Виллерс, ок. 1922–1925 гг. Бумага, акварель, графит. 26 х 37,4 см. Студенческая работа Баухауза, 1919–1933 гг. Исследовательский институт Гетти, 850514

Для Йозефа Альберса «зрение» означало не только оптическую механику глаза и физические свойства световых волн, но и восприятие внутренних состояний.

Перекрывающиеся плоскости основных форм, представленные в аналогичных цветах, таких как красно-оранжевый, желто-оранжевый и красно-фиолетовый, показывают, что формальная композиция является актом балансирования. Каждый цвет имеет разный вес, который необходимо учитывать по отношению к композиции в целом. Для студентов, изучающих ткачество, перекрывающиеся плоскости цветных кругов и треугольников предложили теоретическую основу для рассмотрения ремесла переплетения нитей в нити под и перекрывающиеся нити разных или похожих цветов. Ученические тетради с занятий по теории дизайна Клее записывают подробные инструкции, ведущие к выполнению этого упражнения, разрабатывая сложную систему соответствий цифр и цветов, используемую для отображения баланса и ритма.

Для Йозефа Альберса «зрение» означало не только оптическую механику глаза и физические свойства световых волн, но и восприятие внутренних состояний. В совокупности эти разные способы видения формировали мировоззрение, которое мастер считал весьма субъективным.

«Если кто-то говорит «Красный» (название цвета) и его слушают 50 человек, то можно ожидать, что в их сознании будет 50 красных. И можно быть уверенным, что все эти красные будут очень разными. 7

—Йозеф Альберс

Для того, чтобы развивать этот тип видения, Альберс назначил «бесплатные исследования», которые на самом деле имели строгие параметры. Перед учащимися может быть поставлена ​​задача использовать только четыре цвета для создания нескольких эффектов. Альберс настаивал на том, что такие ограничения тем не менее привели к «невероятному разнообразию самостоятельной работы, что редко случается в классах, ученики которых подвергаются только так называемому самовыражению». 8

Эскиз оттенка для подготовительного курса Йозефа Альберса, Генрих-Зигфрид Борман, 19 лет31. Бумага, гуашь, графит, тушь. 45,8 х 62,5 см. Студенческая работа Баухауза, 1919–1933 гг. Исследовательский институт Гетти, 850514

Упражнение студента Генриха Бормана (рис. 34) демонстрирует манипулирование восприятием цвета для достижения эффекта прозрачности или непрозрачности. С самым темным цветом сверху и самым светлым снизу, каждая пара квадратов демонстрирует переход от непрозрачного к прозрачному. Последняя полоса каждого нижнего квадрата является наиболее прозрачной, в то время как чистый цвет выше остается наиболее непрозрачным. Эти обозначения имеют смысл только в том случае, если представить реальную картину: когда самым белым цветом нарисована плоскость, покрытая самым темным цветом в паре, глаз воспринимает прозрачную вуаль или лист бумаги, лежащий на поверхности изображения.


  1. Йоханнес Иттен, Искусство цвета (Нью-Йорк: Reinhold Publishing Corporation, 1961), 117. ↩
  2. Там же, 114. ↩
  3. Джозеф Альберс, Взаимодействие цвета (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1971), x. ↩
  4. Johannes Itten, Mein Vorkurs am Bauhaus (Ravensburg: Otto Maier Verlag, 1963), 10.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *