Роспись по черному фону: Гжель, городецкая, хохломская, жостовская, мезенская роспись, лаковая миниатюра в Федоскино и Палехе.

Содержание

Гжель, городецкая, хохломская, жостовская, мезенская роспись, лаковая миниатюра в Федоскино и Палехе.

Публикации раздела Традиции

Всегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.

Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».

Изделия два-три раза покрывали олифой, в поверхность втирали оловянный или алюминиевый порошок и сушили их в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb. ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу… После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.

Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.

На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.

Читайте также:

  • Семеновская резьба по дереву, или Новое — это хорошо забытое старое
  • Свисти — и деньги будут!
  • Старинные ремесла: 5 мест на карте России

Три мира узоров. Мезенская роспись

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: open-collection.com

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru

Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.

Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.

Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии.

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru

Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.

Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.

«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.

Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.

Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: palekh.su

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: lacquerbox.ru

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: kanon-tradition.ru

История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина… Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».

Теги:

Декоративно-прикладное творчествоИзобразительное искусствоПубликации раздела Традиции

Русские народные росписи — Щи.ру

Русская художественная роспись является частью декоративно-прикладного искусства и носителем традиций народного творчества, связывающим поколения мастеров и умельцев во всех уголках нашей Родины. Зарождалась она поначалу в пределах отдельных натуральных хозяйств, а позже переросла в целые народные промыслы, которые создавали товары для рынка как внутреннего, так и зарубежного.

Такими промыслами занимались уже не отдельные мастера-умельцы и их семьи, а целые отдельные местности и деревни, благодаря которым они и получили свое название, известность и признание не только у себя на Родине, но и далеко за её пределами.

Основные росписи русского народного промысла:

Городецкая роспись получила свое развитие в середине 19 века в городе Городец Нижегородской области и представляла собой изображение яркими красками на золотистом фоне жанровых сценок из русского купечества, также изображались различные цветочные композиции и узоры, животные (кони, петухи). Отличительная черта этой росписи — яркие, насыщенные цвета, изображения, выполненные свободными мазками, черная графическая обводка. Такой росписью украшали прялки, сундуки, ставни, мебель, створки дверей.

Подробнее >>


Палехская миниатюра характеризуется изображением на темной деревянной или металлической основе различных жанровых сценок из жизни наших предков, тем русских народных сказок, прославленных исторических событий. Стиль назван в честь села Палех Ивановской области, где эта художественная роспись получила свое развитие. Наносилась она в основном на шкатулки, подносы, солонки, тарелки, различные панно и деревянные украшения.

Подробнее >>


Жостовская роспись берет свое начало в подмосковной деревне Жостово Троицкой губернии, где в начале 19 века братья Вишняковы стали заниматься росписью металлических подносов, поддонов, сахарниц, шкатулок, портсигаров, альбомов, покрытых лаком. На черном фоне изображались цветочные композиции из крупных и мелких элементов, выполненные широкими мазками с использованием ярких, насыщенных цветов.

Подробнее >>


История вятской росписи уходит корнями в далекое прошлое, когда на территории древней Руси существовала славянская ведическая культура, позже забытая и потерявшае свое значение для русского народа, принявшего христианство. Некоторые её следы сохранились в традиционных народных промыслах, в элементах украшения одежды, жилья и предметов быта. Древние ведические узоры сохранились в орнаментах вышивок, в художественной росписи на прялках и сундуках, они выступали своеобразным оберегом и энергетическим направляющим началом в жизни человека по уже расписанному для него Богом сценарию.

Для вятской росписи характерно отображение всех образов в упрощенной, символической форме. Основные мотивы – образы главных божеств Отца-Солнца и Матери-Земли, главное место в орнаментах было посвящено солярной (солнечной) символике и изображению космического устройства мира. Так круг в центре символизировал солнце, его энергия передавалась широкими, закругленными мазками. Основные цвета — ярко-красный (символизировал Верховное Божество Рода), черный, желтый и оранжевый, для контраста добавлялись синий и зеленый, символизирующие водные стихии, также обязательным было наличие белого цвета — символа Изначального Белого Света.

Подробнее >>


Роспись под хохлому зародилась в 17 век в Заволжье близ деревни Хохлома, что в Нижегородских землях, это старинная художественная роспись по дереву в сочных красно-золотых тонах по темной, однотонной, лаковой основе. Причудливо переплетенные травяные узоры, состоящие из спелых, красных ягод земляники и рябины, ярких цветов и причудливых завитушек, золотистых листьев на черном лаковом фоне — главная особенность этой росписи, которая наносилась на деревянную посуду, мебель, статуэтки и матрешки.

Подробнее >>


Роспись под гжель — вид росписи по глиняным керамическим изделиям, которому присущи исполнение растительных орнаментов разного оттенка синего цвета, выполненных на белом фоне. Называется этот стиль росписи по названию одноименного Гжелевского куста, куда входит 27 деревень Раменского район в Подмосковье. Наносился в основном такой узор на посуду, вазы, чайники, разделочные доски.

Подробнее >>


Русская художественная роспись имеет глубокие народные корни и традиции, связана с жизнью, нравами и обычаями наших предков. Изделия с её использованием несут в себе заряд человеческого тепла, творческого таланта и частичку души человека, вложившего в неё мастерство и уникальное виденье прекрасного, которое передавались из поколения в поколение нашими далекими предками.

Учебники по рисованию на черном холсте для начинающих

Поделись этой публикацией!

3,6 тыс. акций

Советы по использованию черного холста

Если вы никогда раньше не рисовали на черном предварительно загрунтованном холсте, это может показаться немного не в вашей зоне комфорта.

Я получаю много вопросов от начинающих художников по поводу этой концепции.

Черный холст? Как сделать так, чтобы мои цвета были яркими?

Рисовать на черном холсте на самом деле очень просто, и из него могут получиться потрясающие картины!

Вам не нужно рисовать очень много деталей фона. Часто это делает картины на черном холсте более простыми и менее трудоемкими.

Кроме того, когда вы рисуете на черной поверхности, вы можете легко создать звездный контраст!

Это означает, что ваша картина «выделяется» и выглядит «привлекательно» просто потому, что вы использовали яркие непрозрачные краски (я объясню ниже) на сплошной черной поверхности.

Падение галактики на черном холсте

 

Совет № 1. Используйте непрозрачные краски

Цвета акриловых красок различаются по уровню непрозрачности. Некоторые из них будут выглядеть красиво, ярко и солидно на темном фоне. Другие будут очень «прозрачными» и почти не будут видны на черном фоне.

Один из способов узнать, является ли краска «прозрачной» или «прозрачной», — это проверить ее самостоятельно! Просто сделайте маленькие мазки краской на черном холсте, чтобы увидеть, как это выглядит.

Еще один способ узнать о непрозрачности цвета — посмотреть на тюбик с краской.

На бутылке с краской может быть символ, указывающий, является ли краска полупрозрачной или нет.

Торговая марка Liquitex использует эти квадратные символы, и вот что они означают:

 

 

Совет № 2 Сначала нанесите слой титановых белил

Если вы хотите использовать цвет, помеченный как «полупрозрачный» (или вы просто не уверены, непрозрачный он или прозрачный), вы можете сначала попробовать нарисовать слой белого на черной поверхности.

Я сделал это с помощью картины «Луна в тыквенном урожае».

Вам не обязательно рисовать 100% толстую и сплошную белую поверхность (так как вы можете видеть, что на тыкве все еще просвечивает много черного цвета).

Просвечивающий черный цвет помогает придать рисунку глубину и текстуру.

 

На окончательных результатах этого рисунка видно, что те черные линии, которые я не трогал, создают впечатление, что тыква неровная.

Также самая яркая часть картины (луна) выглядит яркой, потому что первый слой был окрашен сплошным титановым белым.

Совет № 3. Дважды нанесите на кисть титановые белила

Титановые белила — это 100% непрозрачный цвет. Если вы не хотите экспериментировать с тем, будет ли цвет выглядеть непрозрачным или полупрозрачным, я рекомендую просто дважды загрузить кисть титановыми белилами.

Это означает, что добавьте белила и цвет на кисть и рисуйте на поверхности.

Вы получите яркий непрозрачный цвет, который выглядит почти как пастель, потому что белый цвет будет гармонировать с вашим цветом. Я сделал это с моей картиной кактуса на черном холсте.

Однако, если вы не хотите, чтобы цвет выглядел «пастельным», я рекомендую сначала закрасить область белым, а затем нанести цвет после того, как белый высохнет.

 

Совет № 4. Вы можете использовать уже окрашенный черный холст или покрасить его в черный цвет самостоятельно!

Это один из самых частых вопросов, которые я получаю от начинающих о картинах на черном холсте.

Покупать ли уже черный холст или красить белый холст в черный цвет? Оба способа работают одинаково!

Продают холсты, уже загрунтованные черным. Обычно производитель использует черный левкас вместо белого левкаса, чтобы «загрунтовать» эти холсты.

Я думаю, что они могут быть на несколько долларов дороже, чем белые холсты, но вам не придется красить холст в черный цвет.

Если у вас нет черного холста, вы всегда можете нарисовать его черным, используя черный левкас или матовую черную акриловую краску.

Вы можете найти черную акриловую краску с пометкой «матовая». Или, мой любимый метод — использовать Apple Barrel Black, потому что он высыхает с матовым блеском и очень хорошо растекается, покрывая весь холст.

Почему матовый блеск? Матовость позволит вашим цветам проявиться немного ярче, особенно если вы используете акриловые краски с полуглянцевым блеском.

Совет № 5. Используйте белую бумагу для переноса или мел

Изготавливают белую графитовую бумагу, которая позволяет перенести отслеживаемое право на черную поверхность.

Вы также можете использовать мел, чтобы нарисовать макет на своей картине. Мел сотрется влажной водой или если его закрасить.

Нарисуйте основные черты вашей картины белым мелом на черном холсте.

 

Совет № 6. Используйте фломастеры

Фломастеры на водной и масляной основе обычно хорошо видны на черной поверхности.

Я обожаю фломастеры POSCA! Вы можете получить их на Amazon в различных цветах.

Они очень непрозрачны и будут яркими на холсте. Я нарисовал круги своей картины пузырями белыми ручками.

Bubbles

Вкратце…

Рисовать на черном холсте — это так весело!

Это всегда дает ошеломляющие результаты, потому что вы можете экспериментировать с акриловыми красками, чтобы они выглядели непрозрачными и яркими на темном фоне!

Если вы никогда раньше этого не делали, попробуйте нарисовать картину на черном холсте!

 

Список уроков по черному холсту:

Поделись этой публикацией!

3,6 тыс. акций

Results for «Black Background» Paintings

Contorsionis

Paintings, 39.4 W x 39.4 H x 1.2 D in

$3,100

CHINA RED

Paintings, 11.8 W x 15.7 H x 0.1 D in

$3,270

Принты от $55

Сиамская кошка.

Картины, 9,4 Ш x 11,8 В x 0,1 Г,

750 $

Репродукции от 40 $

Dive into the Question #32

Картины, 13,8 Ш x 13,8 В x 0,8 D,

003

Nocturnal Floral Lights

Картины, 40 Ш x 28 В x 0,1 Г в

Lagoon Nebula / Mini #2

Картины, 9,1 Ш x 9,1 В x 1,2 Г в

Danneh 3 x

3 Картины

3. H x 2 D в

$ 2,010

«Ту на касо»- вы, случайно

, 23,6 Вт x 31,5 ч x 0,8 D в

$ 2 010

Отпечатки от 129

$

140. Ш x 37 В x 2 Г в

6 900 $

# selfiesunday

Картины, 36 Ш x 24 В x 1 Г в

2400 долларов США

Звездообразование

Картины, 12 Ш x 12 В x 0,6 Г в

Я вижу тебя. D в

$ 6,040

Отпечатки от 46 долл. США

REST HAVEN MOTEL

, 24 Вт X 18 H x 1 D в

$ 1080

Golden Rose

. $150

Отпечатки от $40

милленовецентовентитр

картин, 39,4 Вт x 39,4 ч x 0,4 дня в

$ 2,210

Отпечатки от 40

Темная сторона скелета

, 18 W x 18 H 1,4 D в

$ 100003

888888888888.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *