Технология обучения в сотрудничестве в начальной школе: Технология обучения в сотрудничестве как эффективное средство формирования УУД в начальной школе | Материал:

Технология обучения в сотрудничестве как эффективное средство формирования УУД в начальной школе | Материал:

Управление образования Администрации Берёзовского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

Технология обучения

в сотрудничестве

как эффективное средство формирования УУД  

в начальной школе

методический семинар

Автор:

Сак Светлана Владимировна,

учитель начальных классов

Берёзовский, 2019

Однако то, что ребёнок сегодня умеет

делать в сотрудничестве, завтра он

сумеет сделать самостоятельно.

Л. В. Занков

Задача современного педагога-это реализация Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, который направлен на развитие  универсальных учебных действий.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, которое успешно реализуется в технологии «Обучение в сотрудничестве».

Технология обучения в сотрудничестве – коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыслительной деятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания.

В педагогике  обучение в сотрудничестве является наиболее успешной технологией, противостоящей традиционным технологиям обучения. Помимо достижения целей овладения знаниями и умениями на высоком уровне, данная технология развивает коммуникативные навыки и умения, социализацию, что является очень важным в современной жизни. При обучении в сотрудничестве достигаются удивительные результаты: ученики становятся друзьями не только в школе, но и за ее пределами. Этому способствует сама атмосфера обучения в сотрудничестве:  развитая на занятиях доброжелательность в отношениях и заинтересованность в успехах окружающих товарищей не может удерживаться в границах учебного процесса, начинает влиять на все существование ребенка.

Важно учитывать  следующие принципы обучения в сотрудничестве:

1.Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе единой цели, которую можно достичь только сообща;

2. Личная ответственность каждого, успех или неуспех всей группы зависит от удач каждого;

3. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия обучающихся и совместная работа.

Известно, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом.

Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса обучения в сотрудничестве:

 I. Подготовка к выполнению группового задания.

    1. Постановка познавательной задачи (проблемы).

    2. Инструктаж о последовательности работы.

    3. Раздача материала по группам.

 II. Групповая работа.

  1. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
  2. Распределение заданий внутри группы.
  3. Индивидуальное выполнение задания.
  4.  Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой (замечания, дополнения, уточнения и обобщения).

 III. Заключительная часть.

  1. Сообщение о результатах работы в группах.
  2.  Анализ познавательной задачи, рефлексия.
  3.  Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.

 Технология имеет разные варианты, позволяющие решать различные задачи в области обучения, что позволяет достигать истинно высоких результатов.

  1. «Обучение в команде».

Особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, проблемой, вопросом, подлежащими изучению.

Таким образом, задача каждого учащегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, совместном решении поставленной перед ними проблемы, поскольку успех команды зависит от вклада каждого.

2. «Ажурная пила».

Учащиеся объединяются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические и смысловые блоки). Вся команда может работать над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. Затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. Всем необходимо слушать внимательно друг друга, делать записи. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме. Либо учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается.

3. «Учимся вместе»

Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3 – 5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой –то большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала. Основные принципы – награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности – работают и здесь. Внутри группы, учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: академическую – достижение познавательной, творческой цели; социальную, или социально-психологическую – осуществление в ходе выполнения задания определённой культуры общения. Роль учителя – контроль.

4. Исследовательская работа учащихся в группах.

Акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся могут работать индивидуально или в группах до шести человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. В малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных учеников. Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом. Чаще этот вариант работы используется в проектной технологии.

Совокупность всех указанных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет наиболее полно реализовать личностно – ориентированный подход в различных педагогических ситуациях.

   Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль — роль организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностной коммуникации учащихся в процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений. При этом в отличие от других технологий обучения учитель является полноправным участником процесса обучения.

Назовем несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках в начальной школе.

Мозговой штурм.

Используется для генерации идей.

После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном, полезном ископаемом)

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы.

Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя, дополнительную литературу, учебник, ресурсы интернета

Снежный ком.

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.

Здесь каждый чувствует поддержку команды, и в то же время за каждым закреплена индивидуальная ответственность. У учеников появляется больше возможности показать себя, высказать своё мнение, сделать свой выбор. Они, может быть, впервые ощущают важность своей точки зрения. При использовании технологии обучения в сотрудничестве у учащихся появляется больше самостоятельности, а учитель уже не является центром урока. Он лишь должен уметь направлять и организовывать деятельность учащихся.   

Приступая к планированию работы в группах, необходимо решить для себя проблему оценивания деятельности учащихся. Важно определить, когда оценивание целесообразно, а когда – нет. Например, при организации работы в группах во время усвоения новых знаний оценивание целесообразно далеко не всегда; если же речь идёт о комплексном применении знаний и умений или систематизации и обобщения знаний и умений, то оценивание работы учащихся просто необходимо.

Безусловно, технология обучения в сотрудничестве имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Плюсы:

-Повышается учебная и познавательная мотивация.

-Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, -некомпетентным в решении каких-то задач.

-В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

-Улучшается психологический климат в классе.

Минусы.

-Хотя ведущую роль играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

-Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

-Организация работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

-При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Предметными результами обучения в сотрудничестве являются качественные знания.

Их приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение.

Метапредметные результаты обучения в сотрудничестве – универсальные учебные действия, которые делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и регулятивные. В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад. Обучение в сотрудничестве развивает творческие умения, формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивает речь. Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия нового материала. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником.

Личностные результаты обучения в сотрудничестве – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя, воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества  формируют доброжелательность и уважение к людям.

Таким образом, технология обучения в сотрудничестве действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством формирования УУД у младших школьников и тем самым, помогает в реализации ФГОС.

Использование приёмов технологии сотрудничества в начальной школе | Методическая разработка ( класс) на тему:

Использование приёмов технологии сотрудничества в начальной школе

Поздеева Ирина Васильевна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №20» г. Кирова

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя,

учитель может сделать только одно — указать дорогу…»

(Р. Олдингтон)

Однако то, что ребёнок сегодня умеет

делать в сотрудничестве, завтра он

сумеет сделать самостоятельно.

Л. В. Занков

          Мерой способностей человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Иными словами, школа должна ребёнка       «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе». Пока у большинства наших учащихся слабо развиты ключевые компетентности. Они показывают слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации, низкий уровень умений решать проблемы, находить выходы из нестандартной ситуации.  На сегодняшний день задача педагогов заключается в том, чтобы учить этому наших детей.   В большей степени помогает решать эту проблему технология сотрудничества.

Эпиграфом к своей статье я взяла слова Л.В. Занкова, где слово «сотрудничество» является ключевым. Значение этого слова знакомо и понятно.

Словарь Ожегова даёт такое определение:

 СОТРУДНИЧЕСТВО  — это

1) участие в каком-либо общем деле,

2) совместные действия, деятельность;

3) процесс совместной деятельности двух и более человек или организаций для достижения общих целей, при котором происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия.

Главной идеей обучения в сотрудничестве является — учиться вместе, а не просто выполнять вместе.

             Технология сотрудничества – коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыслительной деятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе.

Педагогика сотрудничества – технология, объединяющая разные подходы к обучению и воспитанию; развивающая коммуникативные навыки, умения, социализацию, личность ребенка.

Целевыми ориентирами данной технологии являются:

  • Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
  •  Гуманно – личностный подход к ребёнку.
  •  Единство обучения и воспитания.

Известно, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом.

Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.

В педагогике мира обучение в сотрудничестве названо наиболее успешной технологией, противостоящей традиционным технологиям обучения и воспитания. Эта технология имеет разные варианты, позволяющие решать различные задачи в области обучения, что позволяет достигать истинно высоких результатов.

Помимо достижения целей овладения знаниями и умениями, данная технология развивает коммуникативные навыки и умения, социализацию, что является очень важным в современной жизни. При обучении в сотрудничестве достигаются удивительные результаты: ученики становятся друзьями не только в школе, но и за ее пределами. Этому способствует сама атмосфера обучения в сотрудничестве: развитая на занятиях доброжелательность в отношениях и заинтересованность в успехах окружающих товарищей не может удерживаться в границах учебного процесса, начинает влиять на все существование ребенка. Деятельность сотрудничества развивает равенство ученика и учителя. Ученик здесь является субъектом своей учебной деятельности.

      Как же на уроке создать условия для естественного общения?

Все начинается с диалога. А диалог организуется при наличии собеседника. Я начинаю с работы в парах, которая является основой для организации устно-самостоятельной работы на любом этапе урока.

Работать в паре я начинаю обучать с первого класса. Сначала детям рассказываю правила работы и показываю на примере в паре с учеником. (Приложение 1)

Необходимо показать детям как сесть, как положить учебник, как соглашаться, как возражать, как попросить о помощи. Обязателен разбор ошибок совместной работы.

 В паре мы отрабатываем: таблицы сложения и вычитания, умножения и деления, правила проверки орфограмм, проверку д.з., навык чтения, пересказ прочитанного, чтение стихотворения наизусть, составление плана произведения, проводим взаимодиктанты, рисуем иллюстрации.  

            Важное место в технологии сотрудничества отводится работе в группах, командах. И здесь так же существуют свои правила. (Приложение 2)

Здесь каждый чувствует поддержку команды, и в то же время за каждым закреплена индивидуальная ответственность. У учеников появляется больше возможности показать себя, высказать своё мнение, сделать свой выбор. Они, может быть, впервые ощущают важность своей точки зрения. При использовании технологии сотрудничества у учащихся появляется больше самостоятельности, а учитель уже не является центром урока. Он лишь должен уметь направлять и организовывать деятельность учащихся.

Такую работу чаще организую без перестановки парт в классе, когда дети могут образовать группу из 4-х человек, повернувшись к сидящим сзади.

Однако организация групп часто требует такой перестановки мебели в классе.

Стараюсь создать группы так, чтобы в группе были ученики:

-с разными учебными возможностями;

-мальчики и девочки.

Учитель здесь руководствуется своими правилами (Приложение 3)

Самое важное из них: «Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое «открытие» делать вместе с детьми».

          К нам приходят разные ученики – одни быстро усваивают все объяснения учителя, другим требуется не только время для осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы в присутствии всего класса, а подчас просто и не осознают, чего конкретно они не понимают и не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3–5 человек) и дать им ОДНО общее задание, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет их равнодушными), но, за результат всей группы. Поэтому слабоуспевающие ученики стараются выяснить у более подготовленных учеников все непонятые ими вопросы. То, что сегодня делает группа, завтра сможет сделать каждый в одиночку. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы.

Приучаясь работать в группах, учащиеся вырабатывают у себя потребность наиболее точно и ясно выражать собственные мысли, проводить совместную деятельность, слышать не только себя, но и своих товарищей, согласовывать свои действия с ними, вести диалог, коллективно ставить цель и искать пути ее реализации, доверять своим товарищам, помогать им. Конечно, бывает, что группа не услышит ученика с правильной точкой зрения и примет неверное решение своих действий. Но отрицательный результат – тоже результат, важно его проанализировать.

После выполнения задания группа даёт оценку соей работы:

  • необходимо обсудить психологические результаты: что удалось и почему; к чему следует стремиться;
  • важно обсудить трудности, с которыми участники групп встретились на этом уроке, выявить приемы, которые помогли справиться с ними.

      В своей работе я использую такие задания для обучения в сотрудничестве на основе малых групп:

  • Выполнить задание по «цепочке» – прочитать текст по обзацам, решить задачи и т.д.;
  • Выполнить микроисследование, например, изготовить памятку по различным случаям употребления мягкого и твёрдого знака;
  • Дать развернутый комментарий решенной на доске учителем задачи;
  • Изготовить опорные схемы для решения задач определенного типа;
  • Изготовить плакаты — графические опоры;
  • Изготовить бумажные слайды по небольшому произведению
  • Инсценировать произведение;
  • Подготовить ответы на вопросы по новому материалу;
  • Подготовить доклад по теме;
  • сочинить стихи, синквейн, акростих, вывести правило,
  • Провести серии опытов;
  • Творческие задания: придумать частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам «Что было, если бы:»;
  • Составить к тексту расширяющие, развивающие, репродуктивные вопросы;
  • Составить загадки по какой-либо теме;
  • Составить кроссворды по темам.
  • Составить журнал, мини-книжку.
  • Написание сочинения и изложения, мини — диктанты и многие другие.

Мастер — класс «Использование приёмов технологии сотрудничества»

Коллектив делится на команды так, чтобы количество участников,   равнялось  значению выражения: н-р: 20 – 18 : 3 – 8 =……. (6)

Работа групп

Чтобы работа в группе была плодотворной, предлагаю провести упражнение –энергизатор «Скажи комплимент» (участники группы по очереди говорят комплимент соседу, тот в свою очередь благодарит за это и передаёт комплимент следующему участнику группы)

1гр. Работа с понятием

Группа получает деформированный текст (понятие «Технология сотрудничества»), пользуясь ножницами, клеем «собрать» текст. Сверить свою работу с правильным вариантом (слайдом), оценить работу группы.

Пример текста:

Технология сотрудничества –

за результативность, обучения в парах или группах, навыки мыслительной деятельности, включает, который развивает, повышает ответственность, коллективной работы, позволяет актуализировать, коллективный способ, полученный опыт и знания, работу памяти, в индивидуальном темпе повышает, работая.

Отвечает тот. У кого… н-р, самые длинные волосы

Список уч-ся

Взаимооценка

Самооценка

Общая оценка группы

-Удалось ли группе выполнить задание?

— Легко ли работать в группе?

2 гр. Ролевая игра-экскурсовод «Родная 20 школа» (используя фото)

Инструкция по организации работы:

1.Распределение обязанностей и ролей

2.Рассмотрите фотографии на электронном носителе.  

3. Составьте по ним связный рассказ для сообщения гостям школы.

          4.Потренируйтесь в группе.

5.Выступите в роли экскурсовода по школе.

        

 

      

Оцените работу в группе

Список уч-ся

Взаимооценка

Самооценка

Общая оценка группы

— Кто ощущал себя некомфортно? Почему?

— Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе?

3 группа.  Инсценировка 

Притча «Лист бумаги и черная точка».

Учитель подозвал своих учеников и показал им лист белой бумаги— Что вы здесь видите? – спросил Учитель.

— Точку, – ответил один. Все остальные ученики закивали головами в знак того, что тоже видят точку.

— Приглядитесь внимательнее — сказал Учитель.

— Здесь чёрная точка, – сказал другой ученик.

— Нет! – возразил третий ученик,

— Здесь маленькая черная точка. Так ведь? Все остальные ученики закивали головами, в знак согласия. После долгой паузы все ученики ожидающе посмотрели на Учителя.

— Жаль, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку, и никто не заметил чистого белого листа…И добавил, после долгой паузы:

— Значит, мне есть еще чему вас учить.  

Инструкция по организации работы:

1.Прочитайте притчу

2.Распределите роли

3.Используйте реквизиты

 4.Потренируйтесь в группе.

5.Выступите перед классом

6.Оцените работу в группе

Список уч-ся

Взаимооценка

Самооценка

Общая оценка группы

— К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться?

4 группа.  Составление памятки «Правила для учителя при организации сотрудничества детей.

Отвечает тот. У кого… н-р, ….самый высокий каблук

Оцените работу в группе

Список уч-ся

Взаимооценка

Самооценка

Общая оценка группы

— Что помогает и что мешает общей работе?

— Пусть эти правила останутся с вами в виде памяток. (Приложение 3)

5 группа. Написание эссе «Технология сотрудничества»   

Смысл этого приема «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации (не более 5 минут).

 Отвечает тот. У кого… н-р, ….самые светлые волосы

Оцените работу в группе

Список уч-ся

Взаимооценка

Самооценка

Общая оценка

— Что ты приобретаешь в совместной работе?

6 группа.  «Дерево предсказаний» (по обсуждаемой теме)

Этот приём развивает умение аргументировать, обосновывать свои прогнозы. “Ствол дерева” — это тема, “веточки” –аргументы (доказательства необходимости), “листочки” – прогнозы.

Оцените работу в группе

Список уч-ся

Взаимооценка

Самооценка

 Общая оценка

Приёмы рефлексии

  • Удалось ли группе выполнить задание?
  • Легко ли работать в группе?
  • Кто ощущал себя некомфортно? Почему?
  • Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе?
  • К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться?
  • Что испытывает человек, которому не дают высказаться?
  • Что помогает и что мешает общей работе?
  • Какова должна быть помощь учителя?
  • Что ты приобретаешь в совместной работе?

           Учёными доказано, что при работе в команде внимание уделяется успеху всей группы. Целью здесь является развитие способности что-либо вместе познавать, когда каждый получает необходимые знания, вырабатывает новые навыки и вся группа при этом знает достижения каждого ее члена. При этом успех всей команды зависит от достижений отдельных участников, таким образом, формируется заинтересованность каждого в знании остальных. В учебной работе возникает ответственность каждого за успех или неуспех всей группы.

Оценивание происходит по сравнению со своими собственными предыдущими результатами, а не с результатами других, что дает равные возможности для всех учеников, не позволяет возникать соперничеству.

   Наша работа в группах показала, что вы умеете сотрудничать, выслушивать мнение других, терпимо относиться друг к другу.

 Надеюсь, что вы почувствовали разницу в использовании предложенной технологии по сравнению с традиционными. Надо помнить, что каждый ребёнок способен созидать и творить. В этом ему помогает технология сотрудничества.

Даже в Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: «Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет ему подняться. Но горе тому, кто один, — если он упадет, его некому поднять… Двое победят того, с кем никто из них не справится поодиночке. Канат, сплетенный из трех веревок, порвется не скоро».

В заключении мне хочется прочесть строки, которые родились в классе на одном из уроков в технологии сотрудничества: 

В нашем классе иногда
Случается игра. 
Тему изучив,
Делим коллектив.
В группах нам дают задания
Проверить наши знания.
Очень мы стараемся,
С заданиями справляемся.
В группах мы читаем, вычитаем, сочиняем
И новую информацию получаем.
Над собой ведём контроль,
Педагог играет направляющую роль.
Он нам оценки ставит, 
При необходимости поправит.
Нам бывает не легко,
Но мы один за одного.
Нам нравится эта умная игра,
И дружно стараться мы будем всегда!

Я желаю вам плодотворного сотрудничества со своими учениками, творческих успехов, новых идей.  

Приложение 1

Правила работы в паре.

  • При разговоре смотри на собеседника.
  • Называй товарища по имени.
  • Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар.
  • Работать должны оба.
  • Один говорит, другой слушает.
  • Своё несогласие высказывай вежливо.
  • При затруднении попроси помощи у партнёра и помогай сам, если он просит об этом.
  • Отмечай прежде всего положительное.
  • В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем. Мы думаем. Мы решили»…
  • Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.
  • Помни: вместе вы сделаете гораздо больше, чем каждый по отдельности.
  • Результатом работы является ваше общее мнение.
  • Покажите готовность вашей пары.
  • Оцениваем работу. Благодарим друг друга.

Приложение 2  

Правила работы в группе

  • В группе должен быть ответственный.
  • Работать должен каждый на общий результат.
  • Один говорит, другие слушают.
  • Работай по алгоритму, плану.
  • Своевременно выполняй задание: следи за временем, доводи начатое дело до конца.
  • Своё несогласие высказывай вежливо.
  • Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.
  • Если не понял, переспроси.
  • Доказывай свои версии.
  • В группе ответы даёт каждый.
  • При затруднениях проси помощи у партнёра и помогай сам, если он об этом просит.
  • Умеешь сам – научи другого.
  • Каждый из группы должен уметь защитить общее дело, и своё в частности.

Приложение 3

Правила для учителя при организации сотрудничества детей.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами. 
Моя главная задача –

помочь им раскрыться и развить собственные идеи».

И.Г. Песталоцци

  • Правильно объединить детей в группы.
  • Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
  • Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
  • Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
  • Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
  • Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
  • Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
  • Оценивать общую работу всей группы.
  • Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Литература

 

1. Карпова Е.В., Кулешова О.Н. Развивающие системы обучения и формирование мотивации. Яр., 2004

 

2. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? Москва-Рига, 2000

 

3. Кудряшова, Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г.Кудряшова, О.В.Чиханова // Начальная школа плюс До и После. – 2007. №3.

4. Кузнецова, И.В., Почему нужно работать в группах? / И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 11.

 

5. Танцоров, С. Групповая работа в развивающем обучении / С. Танцоров. – Рига, 1997.

6. Цукерман, Г.А., Зачем детям учиться вместе?/ Г.А. Цукерман. – М.: Просвещение,1985.

 

7 способов технической поддержки совместного обучения

Том Вандер Арк

Учащиеся средней школы Гринфилд, Эль-Кахон, США, используют Nepris для связи с инженером.

Авторы: Том Вандер Арк и Рашель Дене Пот

«Дело не только в том, насколько вы умны как врач, но и в том, как вы должны уметь работать в команде, как совершаются ошибки и как вы с ними справляетесь , и как вы учитесь», — сказал доктор Атул Гаванде, автор книги «Быть ​​смертным».

Теперь генеральный директор Haven Healthcare, Гаванде утверждает, что медицина, как и другие профессии, вышла за рамки знаний и навыков отдельных практикующих врачей; он стал командным видом спорта, требующим сотрудничества в межфункциональных командах.

#БудущееРаботы — это сотрудничество. Умение работать совместно и приносить пользу в качестве члена проектной команды — один из самых важных навыков успеха.

Педагоги во всем мире все больше работают в группах и переходят от индивидуальной учебной деятельности к совместным стратегиям обучения. И существует все больше способов, которыми технологии способствуют сотрудничеству в обучении.

1. Средства связи. Инструменты для совместной разработки контента включают:

  • Google G Suite и Microsoft Office 365 предоставляют пространство для совместного создания и редактирования документов для команд.
  • Kidblog и Blogger позволяют учащимся создать цифровое пространство для ведения блога и работы со сверстниками, чтобы участвовать в обсуждениях и оставлять отзывы.
  • Padlet полезен для создания стены обсуждения, добавления соавторов и обмена информацией с помощью аудио, видео, музыки, фотографий и текста. Падлеты легко передаются по одной ссылке и доступны со всего мира для совместной работы в режиме реального времени.
  • Wakelet — это многоцелевой инструмент, который предоставляет цифровое пространство для совместной работы, курирования, обмена идеями, рассказывания историй и других возможностей для преподавателей и учащихся. Благодаря интеграции с иммерсивным считывателем Wakelet обеспечивает большую доступность для учащихся в глобальном масштабе.
  • Story2 помогает учащимся рассказать свою историю и лучше написать сочинение для колледжа.
  • Buncee — это многоцелевой инструмент, с помощью которого учащиеся создают цифровые истории и презентации, которыми можно поделиться на совместной доске для комментариев и обучения.

2. Проектная работа и обучение.  Многочисленные инструменты, ориентированные на команду, решают множество аспектов проекта.

  • Рабочий процесс: Slack, Teams
  • Управление задачами: Asana, Zoho, Monday, Trello  
  • Виртуальная встреча: Google Hangouts, Zoom, GoToMeeting
  • Управление проектами (для образования): Headrush, BeAnything
  • Наставники проекта: Неприс, Educurious
  • Обсуждение: Воксер

Коммуникационные и командные инструменты позволяют людям работать из любого места и сотрудничать в виртуальных командах. Школы часто используют сочетание инструментов общего назначения, а также инструментов образовательных технологий, специально разработанных для поддержки совместного обучения.

3. Средства иммерсивного обучения. Сделайте город своим классом и возьмите с собой телефон. Совместное обучение на месте может использовать камеру вашего смартфона, уровень, компас и GPS. Плагины и надстройки Bluetooth измеряют температуру, влажность, давление воздуха и многое другое.

Еще одно новое поколение инструментов использует преимущества дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR), в том числе:

  • Учащиеся CoSpaces EDU могут вместе создавать виртуальные пространства для цифрового повествования, работая в группах над созданием совместного VR-пространства.
  • Nearpod — это интерактивный инструмент, который вовлекает учащихся в обучение с помощью различных вариантов контента, занятий и захватывающих виртуальных впечатлений. Студенты могут обмениваться идеями, используя функцию Collaborate в Nearpod, которая способствует взаимодействию в реальном времени.
  • 3DBear предоставляет учащимся увлекательные способы творчества в дополненной реальности и совместную работу над созданием пространства, в котором они могут даже рассказывать истории.
  • MergeEDU позволяет учащимся изучать материалы, связанные с наукой, искусством, математикой, историей и многим другим. Студенты могут записать историю со своим собственным повествованием, работая с партнером.

4. Исследовательская наука и техника. Научные занятия раньше требовали индивидуального запоминания. Во многих школах это теперь сосредоточено на совместных, практических исследованиях, экспериментах, создании и моделировании.

Чтобы узнать больше об обучении на основе запросов, посетите: 

  • Компания Pasco разработала семейство датчиков и наборов для экспериментов.
  • Комплекты Pitsco, способствующие практическому сотрудничеству и решению проблем.
  • Concord Consortium, который предлагает датчики, датчики и общую онлайн-платформу анализа данных. Они также предлагают инструменты моделирования STEM, включая Building Models, GeniConnect и GEODE.
  • Программы робототехники, такие как VEX, которые способствуют совместной разработке и решению проблем.

5. Игровое обучение. Все большее число приложений, таких как Quizlet Live, Kahoot! и Gimkit, используют обучение на основе игр для совместного решения проблем. Преподаватели могут немедленно реагировать на данные и предоставлять обратную связь учащимся.

6. Учебные платформы с функциями совместной работы

  • В Microsoft Classroom есть пространство для совместной работы, которое побуждает учащихся работать вместе, поскольку учитель обеспечивает обратную связь и инструктаж в режиме реального времени.
  • Google Classroom позволяет публиковать комментарии и проводить обсуждения в классе.
  • Edmodo предоставляет цифровое пространство, где учащиеся и преподаватели могут взаимодействовать в безопасной обучающей сети. Edmodo облегчает доступ к ресурсам, способствует глобальному сотрудничеству и способствует развитию навыков цифрового гражданства.
  • Canvas от Instructure позволяет учащимся размышлять и сотрудничать со сверстниками. Учителя также могут использовать платформу для общения со студенческими командами.

7. Социально-эмоциональное обучение. Цифровые инструменты помогают многим учащимся развивать навыки социально-эмоционального обучения (SEL). Учащиеся, которые работают вместе как часть команды, приобретают навыки SEL благодаря своему опыту, который принесет им пользу в их личном и профессиональном будущем. Благодаря совместной работе учащиеся строят позитивные отношения, ставят личные цели, принимают решения, проявляют сочувствие и понимают свои эмоции. Совместная работа готовит студентов к будущей работе и обучению.

Компания CASEL проверила продукты и учебные программы SEL — большинство из них предназначены для учителей. Некоторые из наших фаворитов включают Mindset Works GEM для начальных классов и Brainology для учащихся начальных классов.

Для учащихся средней школы Compass от Valor Collegiate Academies представляет собой систему развития человеческого потенциала, используемую в период консультаций и поддерживаемую онлайн-инструментами и видео.

В связи с растущими опасениями по поводу изолирующего воздействия технологий полезно помнить, что преднамеренные учителя имеют растущий набор инструментов, которые можно использовать для содействия совместному обучению.

Подробнее см.:

  • 5 способов развить навыки совместного обучения в классе и за его пределами
  • Сотрудничество: объединение учащихся для содействия обучению

Будьте в курсе инноваций в обучении, подписавшись на еженедельное Smart Update . В этом сообщении упоминается партнер Getting Smart. Полный список партнеров, аффилированных организаций и все другие раскрытия информации см. в разделе

Партнерская страница .

Том Вандер Арк
  • @tvanderark

Том Вандер Арк — генеральный директор Getting Smart. Он является автором или соавтором более 50 книг и статей, в том числе «Как стать умнее», «Умные города», «Умные родители», «Вместе лучше», «Сила места» и «Создание различий». Он работал директором государственной школы и первым исполнительным директором по образованию Фонда Билла и Мелинды Гейтс.

Откройте для себя последние инновации в обучении

Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку.

Пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, чтобы заполнить эту форму.

Электронная почта *

Похожие материалы

0 Комментарии

Как учителя старших классов могут использовать технологии для улучшения процесса предоставления отзывов

Учителя знают, что предоставление частых, своевременных и полезных отзывов может положительно повлиять на обучение в их классе, но непреходящая сила отзывов остается за учащимся, который знает, как искать, давать и использовать это для повышения самоэффективности. Для учителя обратная связь является важной частью формирующего оценивания, которое помогает адаптировать обучение к потребностям учащихся. Для учащегося, который руководит этим процессом, обратная связь формирует рост и укрепляет уверенность в своей компетентности.

Использование технологии для предоставления дифференцированной и структурированной адаптивной обратной связи позволит учащимся не только ждать отзывов учителя и вносить «исправления», но и больше саморегулироваться и искать информацию для создания более эффективных исправлений.

В сегодняшних условиях, когда школам приходится расширять использование онлайн-инструментов обучения, решающее значение имеет поощрение конструктивной и своевременной обратной связи и сотрудничества учащихся. Поскольку мы делаем все возможное, чтобы использовать каждую возможность, чтобы поддерживать интерес учащихся и стимулировать их, технологические средства обратной связи и совместной работы могут помочь извлечь существенные выгоды, а также уменьшить нагрузку на учителей, связанную с обратной связью, написанной от руки.

Онлайн-инструменты обратной связи поддерживают автономию учащихся

В кабинете английского языка, подобном моему, у меня может быть более 100 статей, которые нужно прочитать и ответить на них вдумчивым отзывом. Используя технологии, помогающие в этом процессе, я могу сократить свою нагрузку по предоставлению отзывов и помочь учащимся стать более активными в этой важной части обучения. Путем проб и ошибок в течение года дистанционного обучения, вызванного пандемией, я научился использовать несколько эффективных платформ, упрощающих предоставление обратной связи и переносящих задачу на более широкое вовлечение учащихся, чем раньше.

Документы Google — это первый онлайн-инструмент обратной связи, который я использую со своими учениками. Я использую инструменты выделения и комментариев, чтобы задавать учащимся наводящие вопросы об их написании. Когда я выделяю раздел, я могу прокомментировать его, задав такие вопросы, как «Как этот раздел связан с вашим утверждением в абзаце?» и другие, и этот инструмент также позволяет учащимся инициировать комментарии и отзывы.

Учащиеся могут выделять разделы и задавать вопросы, на которые читатели должны ответить. Когда учащийся спрашивает о связности или достаточно ли доказательств и рассуждений для поддержки утверждения, я могу дать целенаправленную обратную связь, и я знаю, что учащийся ответит на это, потому что он инициировал диалог о тексте. История комментариев и версий в Документах Google позволяет любому, у кого есть доступ к документу, увидеть, как документ менялся и расширялся с течением времени.

В то время как Документы Google показывают, кто комментирует документ или черновик, что нормально, когда отзыв исходит от учителя, другой онлайн-инструмент под названием Eduflow позволяет анонимно публиковать черновики и отзывы коллег.

Учителя могут создать три бесплатных курса, но если вам нужно больше, доступна подписка. Сохранение анонимности отзывов сверстников устраняет возможность враждебности среди учащихся в реальной жизни из-за воспринимаемого негатива в Интернете. Учащиеся могут сосредоточиться исключительно на обмене отзывами о черновиках.

Я использую Eduflow, когда считаю, что динамика предоставления и получения комментариев учащимися будет мешать самим комментариям. Диалог, который возможен, когда сверстники могут читать черновики других и отвечать на них, очень полезен для учителей и учащихся.

Онлайн-инструменты поощряют содержательную обратную связь

Учащимся часто требуется руководство о том, как предоставить полезную обратную связь однокурсникам. Как предлагает Джон Хэтти в своей книге «Видимое обучение », такие похвалы, как «хорошая работа» и «хорошо», обычно не являются конкретными и содержат мало информации о достижении цели. На своих занятиях я советую учащимся начинать рецензирование с упоминания того, что их одноклассник сделал хорошо, а затем определения того, что его одноклассник может улучшить, а также наличия во введении к черновику четкого тезиса. Каким бы ни был критерий успеха в задании, сверстники должны следовать дескрипторам рубрики, чтобы делать комментарии и предложения.

Чтобы обучение учащихся тому, как искать, давать и применять обратную связь, было гладким, хорошо начать с учебной программы по обучению обратной связи и упражнений от Floop. Этот ресурс дает учащимся модели и примеры для начала предложений, а также помогает учителям направлять учащихся, плохо знакомых с этим процессом, применять обратную связь к своей работе и давать своим сверстникам полезную обратную связь. Используя Floop в качестве вспомогательного инструмента, я заметил, что после того, как мои ученики завершили практические занятия, они стали более осознанными и преднамеренными, когда давали, получали и применяли обратную связь.

Расширение Mote для Google Chrome — еще один полезный онлайн-инструмент обратной связи. Он позволяет помечать определенные части документа, презентации слайдов и многое другое голосовыми комментариями. Используя голосовые комментарии, смысл может быть передан с большим эффектом, потому что это почти похоже на личную конференцию; Акцент в тоне голоса легко слышен и понятен.

Этот вариант удобен для учащихся, поскольку не требует от них использования навыков устного перевода для понимания письменных комментариев. Некоторые из моих учеников сказали мне, что мои голосовые комментарии помогают им лучше сосредоточиться и что отзывы, которые я даю в этом формате, кажутся им более актуальными, личными и имеют для них больше смысла. Бесплатная версия Mote позволяет оставлять 30-секундные голосовые комментарии, и если у учащихся есть расширение Mote на их Chromebook, они также могут оставлять комментарии или вопросы, которые учитель может услышать и ответить на них.

Онлайн-инструменты могут поддерживать совместную работу учащихся 

Perusall — это мощный онлайн-инструмент, который позволяет учащимся совместно комментировать тексты, а также изображения и рисунки. Преподаватели создают курс, а студенты присоединяются к нему, чтобы получить доступ к материалам и текстам. Учителя могут устанавливать ожидания от чтения, например, используя феминистскую линзу для просмотра текста или поиска контекстных подсказок в тексте или изображении, а учащиеся коллективно добавляют свои аннотации для всеобщего обозрения.

Этот инструмент усиливает вовлеченность и голос учащихся и помогает учащимся вести друг друга к более углубленному чтению и развитию навыков. Комментарии не являются анонимными, поэтому каждый учащийся несет ответственность за вклад в коллективную интерпретацию материала.

Я ярый сторонник сотрудничества — это требование для моих занятий. Мои ученики используют этот инструмент, чтобы добавлять комментарии к комментариям своих одноклассников и отвечать на комментарии, чтобы стимулировать сотрудничество.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *