Декоративная скульптура примеры: Какими бывают скульптуры? Монументальные памятники

Какими бывают скульптуры? Монументальные памятники

Skip to content

Содержание

  • Классификация скульптур
  • Композиция «Родина-мать зовет!», г. Волгоград
  • Атланты Нового Эрмитажа
  • Кариатиды на Невском проспекте
  • Жанры скульптур
  • Памятник Чижику-Пыжику
  • Заяц на Заячьем острове
  • Аллегория Ништадтского мира
  • Пламя революции
  • Янус двуликий
  • «Памятник благотворителю», А. Миннулина, г. Казань
  • «Первый шаг», Ф. Ф. Каменский, Русский музей
  • «Сцена покупки», Э. Добровольский, г. Новосибирск
  • Медный всадник, Санкт-Петербург
  • Памятники М. И. Кутузову и Барклаю де Толли, Санкт-Петербург
  • Памятник зодчим Казанского кремля, г. Казань
  • «Похищение Прозерпины», Дж. Лоренцо Бернини
  • «Смерть Адониса», Дж. Маццуоло
  • Портрет Октавиана Августа, Мюнхен
  • Формы скульптур
  • Барельеф пьедестала Александровской колонны, Санкт-Петербург
  • Горельеф «Марсельеза», Париж
  • Из каких материалов изготавливаются скульптуры?

Скульптура — это не просто вид изобразительного искусства. Через художественные произведения, созданные из самых разных материалов, скульптор может передать свои идеи и переживания, отразить актуальные проблемы общества, нести определенный посыл не только современникам, но и потомкам. В отличие от изображений на плоскости, скульптура существует в трехмерном пространстве, что дает художнику еще больше возможностей выразить эмоции, ощущения, сделать композицию экспрессивной.

В этой статье мы рассмотрим виды скульптур и попробуем классифицировать их по жанру, стилю и форме, а также расскажем, из каких материалов сегодня изготавливают скульптуры.

Классификация скульптур

У каждой скульптуры есть свое предназначение. Скульптурные композиции принято делить на монументальные, монументально-декоративные и станковые. Рассмотрим подробнее каждый из видов.

Монументальная скульптура

Монументальная скульптура включает памятники или монументы, которые имеют прямую связь с городской архитектурной средой. Такие произведения отличаются крупными размерами; часто художник передает какую-то значительную идею, а сам объект обобщен, в нем собраны несколько подобных и схожих по смыслу образов. Пример монументальной скульптуры — широко известная работа Е. В. Вучетича и Н. В. Никитина «Родина-мать зовет!», расположенная в Волгограде.

Монументально-декоративная скульптура

Монументально-декоративная скульптура — это композиции, выполненные в качестве декораций и дополнения к архитектурным сооружениям или комплексам. Нам хорошо знакомы, например, атланты, поддерживающие крыльцо в виде галереи перед главным входом в Новый Эрмитаж. Это и есть пример монументально-декоративной скульптуры. К этой же группе можно отнести кариатид — статуи, изображающие задрапированные женские фигуры, установленные вместо колонн или вместе с ними. Все виды садово-парковой скульптуры также относятся к монументально-декоративной группе.

Станковая скульптура

Станковая скульптура — это произведения, не зависящие от окружающей среды и предметного окружения. Станковая скульптура выполняется в размерах, близких к натуральной величине (например, величине человеческого роста), или меньших размерах. Такие композиции рассчитаны на восприятие с близкого расстояния и несут самостоятельное значение. Их можно встретить как в музейных комплексах, так и в городской среде. Наиболее важный и часто встречающийся жанр станковой скульптуры — это портрет (голова, бюст, торс, фигура или группа фигур). Скульптурный портрет можно рассматривать с разных углов, что дает зрителю уникальную возможность дать всестороннюю характеристику изображенному герою.

Жанры скульптур

Скульптуры и памятники различаются не только по своему предназначению и заложенной идее, но и по жанрам. Искусствоведы выделяют следующие жанры скульптур:

Анималистический. Как становится ясно из названия, в этот жанр входят изображения животных и птиц, рыб, иногда — насекомых. Известные примеры скульптур в жанре анималистики — это памятник Чижику-Пыжику, расположенный на Первом Инженерном мосту в Санкт-Петербурге, а также памятник зайцу у Петропавловской крепости.

Аллегорический и символический. К этим жанрам относятся изображения, которые символизируют и олицетворяют некие абстрактные идеи. Например, когда художник хочет воплотить в скульптуре идею справедливости или истины, образ добродетели или определенную эмоцию, состояние, — он прибегает к аллегориям. Зачастую в качестве аллегорий скульпторы воплощают женские образы: вспомним хотя бы всемирно известную Статую Свободы.

В аллегорический жанр входят, в частности, такие произведения, как «Пламя революции» Веры Мухиной, скульптурная группа «Мир и Победа» («Аллегория Ништадтского мира»), расположенная в Летнем Саду в Санкт-Петербурге. В символическом жанре силу могут отражать статуи Геркулеса, невинность — скульптуры ягнят, согласие и мир — изображение пары голубей. Пример скульптуры в символическом жанре — статуя Януса двуликого, расположенная в Ватикане. Два его лица символизируют прошлое и будущее.

Бытовой. К бытовому жанру в скульптуре относят изображения героев в привычной для зрителя обстановке, часто — за повседневными делами, в знакомой среде. Как правило, бытовая скульптура выполняется в средних или малых размерах, а композиция состоит из нескольких фигур.

Исторический. Скульптура, исполненная в историческом жанре, отражает наиболее важные события мировой истории. Кроме того, к историческому жанру относятся портреты и бюсты великих людей и государственных деятелей, оказавших существенное влияние на развитие государства или всего человечества. Сразу вспоминается, например, Медный всадник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

Мифологический. Скульптура в мифологическом жанре отражает народные предания и популярные сюжеты из мифологии разных стран. Для такого жанра характерны динамичность, проработка деталей, а также естественность и реалистичность изображения героев. Важно, чтобы зрителю было легко распознать фигуру и идентифицировать сюжет, поэтому при создании скульптур и скульптурных композиций в мифологическом жанре художники уделяют особое внимание характерным предметам и элементам окружающей среды.

Портретный. Портретный жанр изображает не только исторических личностей, великих деятелей культуры, искусства и политики, но и обычных людей, ставших музами или моделями для скульпторов. Главное в портретном жанре – с точностью передать историческую достоверность и тонкие детали, черты лица и иногда – одежды или обмундирования изображаемого человека. Скульпторы, работающие в портретном жанре, изображают людей в полный рост, либо воссоздают бюсты, а также изображают отдельные части тела (торс, голову и т.  д.).

Формы скульптур

Историки и искусствоведы подразделяют скульптурные формы на круглую и рельефную.

  1. Круглая скульптура – это статуя, скульптурная группа, бюст, – словом, любая скульптура, которую можно обойти и осмотреть с разных сторон. Такие скульптуры окружены свободным пространством.
  2. Рельеф – это такая форма, в которой фигура выступает из поверхности, от части оставаясь погруженной в плоский фон. Рельефы бывают трех видов:
  • барельеф: фигура выпуклая, но выступает менее, чем наполовину.
  • горельеф: фигура выпуклая, выступает наполовину.
  • контррельеф: фигура не выпуклая, а заглубленная, «утопленная» в поверхности.

Рельефные скульптуры наиболее часто изображают масштабные и значимые исторические сцены или баталии, поскольку такой способ изображения позволяет художнику передать элементы окружающей среды, в которой представлены герои и события.

Из каких материалов изготавливаются скульптуры?

Скульптуры можно изготавливать из множества разных материалов, каждый из которых имеет свои особенности. Художники выбирают материал в зависимости от пожеланий заказчика и концепции проекта. Наиболее часто в изготовлении скульптур используются следующие материалы:

  1. Натуральный камень. Мрамор является наиболее традиционным материалом, веками применяющимся для ваяния скульптур. Этот камень идеален для воспроизведения нежных, лаконичных, часто женственных форм. Мрамор называют «королем каменной скульптуры», поскольку он объединяет в себе преимущества всех пород, а также имеет неповторимый узор, созданный самой природой. Наряду с мрамором в изготовлении скульптур часто используют гранит.
  2. Металл. Бронза — идеальный материал для передачи энергичных, мужественных форм. Бронзовые скульптуры изготавливаются путем отливки расплавленного металла в специальные формы. Интересная особенность бронзовых изделий заключается в том, что скульптуры, предназначенные для нахождения в условиях уличной среды, со временем приобретают темно-зеленый оттенок. Это происходит в следствие окисления металла под воздействием воздуха, а налет, образующийся на бронзовой скульптуре, называется патиной.
  3. Драгоценные материалы. С древних времен скульптуры вырезали из слоновой кости, отливали из благородных металлов. Из-за дороговизны материала такие скульптуры, как правило, создаются в небольших размерах. Для производства малых скульптурных форм также используются оникс и кварц.
  4. Дерево. Деревянная скульптура известна человечеству с древних времен. Особое распространение статуэтки и фигурки из дерева получили в Средние века. Из дерева изготавливались статуи святых, алтарные украшения и резные кафедры. Мастера чаще всего использовали липу или бук — такое дерево обладает мягкостью, хорошо поддается резцу, а линии получаются плавными и тонкими.
  5. Искусственные материалы
    . Еще в XX веке скульпторы начали использовать декоративный бетон и искусственный камень. Сегодня же современные специалисты широко применяют полимеры, акрил и стеклопластик в создании скульптурных композиций. Неоспоримые преимущества данных материалов заключаются в том, что их прочность и долговечность не уступает камню, возможности воссоздания мельчайших деталей и фактур не ограничены; кроме того, искусственные материалы прекрасно имитируют натуральные.

В Art Stone Group вы можете заказать скульптуру в любом стиле и жанре, выполненную в бронзе, мраморе, граните или в искусственном камне. Даже если вы не уверены в том, какая именно скульптурная композиция вам нужна, обращайтесь к нам — придумаем что-нибудь вместе!

ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Загрузить еще

Все Арт Тренды Технологии Стили Интервью Мероприятия

Запрошенная Вами страница не была найдена на нашем сайте.

Скульптура из мрамора

Самым  популярным материалом, используемым в скульптуре, в течение тысячелетий является мрамор. Его  красота, прочность и полупрозрачность стали причиной выбора всех величайших скульпторов, в том числе греческих скульпторов – Фидия, Мирона, Поликлета и Праксителя, а также их правопреемников —  Донателло, Микеланджело, Бернини, Канова и Родена.

читать далее..

Фонтаны из мрамора

Самым популярным материалом, используемым в скульптуре, в течение тысячелетий является мрамор. Его красота, прочность и полупрозрачность стали причиной выбора всех величайших скульпторов, в том числе греческих скульпторов – Фидия, Мирона, Поликлета и Праксителя, а также их правопреемников — Донателло, Микеланджело, Бернини, Канова и Родена. Начиная с

читать далее..

Мраморные скульптуры

Покупка скульптуры из мрамора, на первый взгляд, дело далеко не хитрое. Ну что тут особенного: выбрал скульптуру, заплатил, привезли и любуйся. Однако, мраморные скульптуры, мраморные статуи и иные изделия из мрамора — это художественные произведения, которые имеют свой неповторимый характер, свой образ, который будет уместен не в каждом

читать далее. .

Мраморная ванна

Ванная и мрамор, красиво и престижно — именно такую ассоциацию вызывают два этих понятия вместе, когда вы задумываетесь над будущим обликом вашей ванной комнаты. Ванные комнаты из мрамора очень красивы и изысканы, ванная комната непременно должна содержать мрамор в своем интерьере. Это может быть мраморная напольная плитка, мраморная плитка на стенах,

читать далее..

Мемориальные скульптуры и памятники

Скульптуры из мрамора, мраморные памятники — один из очень ярких архитектурных элементов. Огромное количество памятников из мрамора установлено людям, животным и богам по всему миру; как при жизни, так и посмертно. Изготовление мраморных памятников практически идентично изготовлению мраморных скульптур, отличие может быть в размерах готового

читать далее..

Вы запросилиhttps://www.stone2art.ru/%d0%b2%d0%b8%d0%b4%d1%8b-%d1%81%d0%ba%d1%83%d0%bb%d1%8c%d0%bf%d1%82%d1%83%d1%80%d1%8b/dekorativnaya-skulptura, но как наши серверы ни старались, мы не смогли ее найти. Что случилось?

  • Ссылка, на которую Вы щелкнули, чтобы прибыть сюда, содержит опечатку
  • Или эта страница была каким-то образом либо удалена, либо переименована нами
  • Или, что конечно же маловероятно, Вы вводили ее вручную и при этом допустили небольшую ошибку?
Впрочем, на этом мир не кончается: Вас, возможно, заинтересуют следующие страницы на нашем сайте:
  • виды-скульптуры/dekorativnaya-skulptura
  • история-российской-скульптуры/monumentalno-dekorativnaya-skulptura-sotsializma
  • statii-sajta/skulptura/drevnyaya-skulptura/marble-laocoon
  • table/statii-sajta/skulptura-egipta/
  • table/statii-sajta/skulptura-rossii/

 

Декоративное искусство

Франция, 12 век
Реликварий Châsse, c. 1175/1180
выемчатая эмаль на позолоте
медь с сердцевиной из дуба
Коллекция уайденеров
1942.9.278

Посмотреть все предметы декоративно-прикладного искусства

Национальная художественная галерея, известная своими шедеврами живописи и скульптуры, также обладает исключительными образцами декоративно-прикладного искусства. Самые важные предметы были подарены семьей Уайденеров из Филадельфии. Питер Уайденер, который работал учеником мясника своего брата, значительно расширил свой бизнес, заключив контракт на поставку баранины армии Союза во время Гражданской войны. Из этого прибыльного предприятия он построил необычайный конгломерат, в который входили трамваи и коммунальные службы. После того, как его старший сын погиб при крушении «Титаника», младший сын Петра, Иосиф, занял видное место в семейных делах. Его безупречный вкус гарантировал, что одна из великих американских коллекций произведений искусства будет продолжать процветать.

Питер и Джозеф Уайденеры давно обдумывали создание национального художественного музея в Вашингтоне, округ Колумбия, и, когда выкристаллизовалась концепция Национальной галереи искусств, Джозеф в 1938 году пришел к выводу, что коллекция его семьи принадлежит столице страны. Среди его картин были шедевры Эль Греко, Вермеера, Мане, Констебля, Дега, Мурильо, Кастаньо и Ван Дейка. Однако он настаивал на том, чтобы вся коллекция представлялась как единое целое. Ключом к подарку была впечатляющая группа китайских фарфоровых изделий, в основном времен правления Канси, которую он и его отец собирали вместе в течение 50 лет. (Джозеф купил 54 фарфора из коллекции Дж. П. Моргана одним блоком за миллион долларов около 1915.) Он потребовал, чтобы фарфоровые изделия были установлены в залах Национальной галереи, чтобы отразить то, как они были выставлены в особняке Уайденеров за пределами Филадельфии. При этом условии картины и скульптуры Уайденера также будут переданы в галерею. Количество азиатских фарфоров увеличилось в 1970-х годах благодаря пожертвованию Грейс Стил коллекции Гарри Г. Стила.

Вместе с фарфором Виденера прибыла знаменитая чаша из сардоникса Сугерия, аббата Сен-Дени, к северу от Парижа, где находились гробницы королей Франции. Благодаря Джозефу Виденеру в галерее представлена ​​небольшая сокровищница средневековых церковных предметов, роскошных гобеленов, великолепных расписных эмалей XVI века из Лиможа, итальянской майолики и другой керамики эпохи Возрождения. Здесь также можно найти один из 70 известных образцов фарфора Медичи, а также три образца замысловатой инкрустированной посуды французского Возрождения, известной как керамика Сен-Порше. Французская мебель 18-го века и другие предметы декоративного искусства пришли не только от Джозефа Уайденера, но и от наследников овдовевшей невестки Джозефа, миссис Джордж Дантон Уайденер. Таким образом, известные имена Лелеу, Эбена, Ризенера, Карлина и Крессента, среди прочих, также были представлены в коллекции Галереи. Важная панель из гигантской 9Был включен секретер 0019

, сделанный для Людовика XVI Давидом Рентгеном, который был расчленен во время Французской революции (он был включен в качестве верхней части другого стола).

Следуя примеру семьи Уайденер, Джордж М. и Линда Х. Кауфман значительно расширили сферу деятельности Галереи, подарив около 100 образцов крупной американской мебели. Он включает в себя произведения искусства нескольких крупных деятелей американского декоративно-прикладного искусства: Годдарда, Таунсенда, Сеймура, Амелунга, Боннина и Морриса и Дункана Файфа.

Декоративное искусство

Декоративное искусство Китая и Японии было плавным и изящным, потому что оно было тесно связано с каллиграфией (искусством красивого письма). Широко использовались такие материалы, как нефрит, фарфор, шелк и лак, которые веками были неизвестны в Европе. Расписные украшения ориентированы на природу, с цветами, птицами и горными пейзажами.

Китайские мастера славились своим мастерством в работе с любыми материалами, такими как бронза, нефрит, керамика и шелк. Китайское украшение включало в себя несколько последовательных стилей, включая формы животных, формы растений и изображения людей. Такие символы, как дракон и феникс, появились в китайском искусстве около 2000 г. до н.э.

Самые ранние и лучшие из когда-либо изготовленных изделий из бронзы датируются династиями Шан (1523–1000 гг. до н. э.) и Чжоу (1000–221 гг. до н. э.). (Династия — это период времени, когда правит одна семья.) Сосуды для приготовления пищи, подачи жидкостей и хранения пищи имели уникальную форму и были украшены резными изображениями драконов, змей, саранчи, птиц и воображаемых существ.

Эти сосуды были отлиты методом литья по выплавляемым моделям. Первоначальная модель была сделана из воска или глины, покрытой воском. Затем художник покрывал модель толстым слоем гипса или глины с несколькими отверстиями. Затем модель в оболочке нагревалась. Воск растаял и вытек через отверстия. Далее в раковину через те же отверстия заливали расплавленную бронзу, заменяющую воск. Когда бронза остывает и затвердевает, оболочка откалывается, и получается подсвечник, дверная ручка или тарелка.

Китайцы делали колокольчики и другие музыкальные инструменты из разноцветного драгоценного камня нефрита, который при ударе издавал уникальный звук. Мастера династий Шан и Чжоу искусно вырезали из нефрита кольца, диски, топоры и ножи, а затем полировали их до блеска. Но расцвет китайской резьбы по нефриту пришелся на эпоху династии Хань (202 г. до н. э. — 220 г. н. э.), когда художники вырезали миниатюрные фигурки, украшения для кушаков и маленькие нефритовые деревья с множеством изящных изгибов. Во времена династии Мин (1368-1644) нефрит был настолько богато вырезан, что напоминал кружево.

Китайцы изобрели новый вид керамики, названный фарфором. Когда фарфор обжигают (обжигают в печи), он затвердевает и превращается в тонкий, почти прозрачный материал белого цвета. Самый известный фарфор был украшен сине-белой глазурью, а также «тайными» резными узорами, которые не были видны, если не смотреть на изделие непосредственно при ярком свете. На протяжении веков китайцы разрабатывали изысканные новые формы фарфора и раскрашивали их цветочными узорами.

Использование шелка, полученного из кокона тутового шелкопряда, многие годы было тщательно охраняемым секретом среди китайских ремесленников. Из этого прекрасного материала изготавливали одежду и гобелены.

Японское декоративно-прикладное искусство находилось под сильным влиянием китайского искусства, но со временем японцы разработали свои собственные уникальные образцы. Японский орнамент основан на чувстве гармонии природы и человека, тщательно помещенного в композиции. Результатом стал стиль, который сильно повлиял на европейское искусство.

Японцы считали, что объект по-настоящему красив только тогда, когда он служит цели. Поэтому они украшали все предметы, используемые в повседневной жизни. Ремесленники создавали красивые лакированные (блестящие) предметы, некоторые из которых изображали воображаемые пейзажи, наполненные людьми, и изящные здания, покрытые лаком разных цветов.

Как и китайцы, японцы были искусны в изготовлении керамики. Развитие чайной церемонии поощряло любовь к простоте и ритуалу, а чашки и чайники изготавливались с простыми формами и глазурью. Художники привносили в фарфор красочные узоры и даже украшали фарфор золотом и серебром. Небольшие декоративные фигурки изготавливались из керамики или отливались из бронзы.

Печать на дереве в Японии была заимствована из Китая в 700-х годах. Эта техника использовалась в основном для воспроизведения недорогих религиозных произведений. Наивысшего развития он достиг в 1700-х годах, когда навыки дизайнера, мастера по дереву и художника объединились для создания полноцветных иллюстраций.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *