Ритм в дизайне: Принцип ритма в графическом дизайне. Как улучшить дизайн с помощью принципа ритма. ‹ Виртуальная школа графического дизайна
Основы композиции. Особенности зрительного восприятия. Ритмы, Орнамент и узоры
Порой, мир вокруг напоминает большую детскую, где все игрушки разбросаны по комнате, и в этом невинном беспорядке сложно обнаружить хоть какую-то логику. Представьте, что вы стоите в центре площади в будничный полдень: вокруг множество людей, не похожих друг на друга, каждый движется по своей траектории, у каждого свой темп, свои мысли, выражение лица, прическа… Машины самых различных марок и цветов пересекают улицу, ветки деревьев колышутся от ветра, с крыши капает вода; вокруг суета, непрерывное движение, в котором, на первый взгляд, так сложно уловить закономерность. Вероятно, поэтому все предметы, явления, звуки, которые нас окружают, создают ощущения хаоса.
Действительно, по физическому определению мы и мир вокруг — нелинейные системы, иначе говоря, системы, находящиеся в состоянии хаоса. Однако если присмотреться… …То не трудно заметить, что автомобили останавливаются и движутся по сигналу светофора, на котором в определенной последовательности сменяются цвета; часы на руке отбивают один и тот же ритм, а под ремешком от часов бьется пульс, у каждого — в своем, но также вполне определенном, упорядоченном ритме.
Итак, ритм — это равномерное чередование действий или элементов, бессознательное или организованное, присущее природе или совершаемое человеком или машиной. Причем, акцент здесь ставится именно на слово «равномерное», ведь ритм является одним из важнейших средств приведения многообразных элементов формы к единству, отдельных явлений (процессов) — к закономерности и т.д.
Так или иначе, но ритм неизменно действует на наши чувства. Мы воспринимаем его не только зрительно, но и на слух: стихотворение, в котором выдержан ритм, легче запоминается, однообразный стук колес поезда успокаивает, «усыпляет», быстрая ритмичная музыка заставляет двигаться. Ритм свойственен не только движению, но и статичным предметам.
Например, в архитектуре: ритмичное расположение окон по вертикали и горизонтали или колонн в определенной последовательности также создают ощущение динамики. Ритм может передавать и плоское изображение. Примеров тому немало: рисунок на кафеле, обоях, коврах…Получается, что, искусственно создавая ритмы (зрительные, слуховые и т.д.), мы можем оказывать влияние на восприятие человека, прогнозировать его реакцию, эффект от того или иного заданного ритма. Такая особенность ритма открывает большие возможности для дизайнера.
Ритм, Композиция в технике
Один из исследователей ритма в технике П.А. Кудин определил его значение следующим образом: «Для решения многих задач в художественном конструировании важно знать, во-первых, как воспринимается тот или иной ритм; во-вторых, каким образом он влияет на направление перемещения взора и влияет ли; в-третьих, какие элементы ритма привлекают внимание в большей степени, а какие в меньшей. Понимание особенностей восприятия ритма поможет выявить скрытые резервы ритмического ряда и в какой-то мере предотвратить неправильное использование ритма в художественном конструировании».
В дизайне ритм является основой композиционных построений, он используется как выразительный прием, который придает картинке эмоциональность, динамику, обозначает четкий порядок или, наоборот, ломает монотонность и однообразие. В художественном плане ритм представляет собой равномерное чередование размеренных элементов, порядок сочетания линий, объемов, плоскостей.
Когда мы смотрим на неподвижную картинку, будь то орнамент на вазе или декор фасада здания с чередованием повторяющихся элементов (линейных, объемных, плоскостных), возникает ощущение движения. Почему так происходит?
Закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов — в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущении или разжижении структуры, силы тона и т.п. Таким образом, ритм рождается (проявляется) в закономерном изменении порядка.
При этом, изменяя порядок нарастания или убывания ритмического ряда
- объем
- площадь элементов
- структуру
- насыщенность
- тональность
- можно усиливать или ослаблять динамичность формы.
Кроме того, ритм связан с такой особенностью зрительного восприятия как движение глаза в направлении нарастания количественных изменений ряда. Именно поэтому «ритмичные изображения» всегда привлекают к себе внимание. Из всех средств композиции ритм особенно связан с психофизиологией восприятия. Заметьте, мы довольно чутко реагируем даже на едва заметное нарушение закономерности: изменение одного элемента или шага в пределах выбранного ритма неизбежно ведет к утрате динамичности и целостности всей системы. При этом нарушение ритмического ряда выглядит как явление явно негативное.
Виды ритма
Ритм может быть спокойным и беспокойным, направленным в одну сторону или сходящимся к центру (узор в центре скатерти), направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Изменяя ритмичность рисунка в зависимости от целей, которые ставит перед собой дизайнер, можно вызывать соответствующие эмоции, задавать настроение.
Например, не стоит забывать, что частые членения в горизонтальном или вертикальном направлениях создают ощущение беспокойства.
Изменения ритма по горизонтали зрительно снижают высоту объекта, а вертикальные, наоборот, делают ее выше. Также развитие ритма по вертикали во многом снимает композиционные сложности, поскольку визуально создает ощущение завершенности. Если же ритм изменяется по горизонтали, то возникает проблема завершения и начала композиции.Итак, ритм обладает способностью членить форму, выделять главное, ослаблять значение второстепенного, делать предмет более статичным или динамичным, более цельным или разобщенным в полном соответствии с творческом замыслом дизайнера. Ритм позволяет правильно расставить акценты на «картинке» и благодаря специфике восприятие создать нужный визуальный эффект.
Проявления ритма в композиции изображения (на логотипе, странице сайта, других элементах фирменного стиля) весьма разнообразны. Он может играть активную организующую роль, порой, становясь ведущим началом композиции, или смотреться как ненавязчивый орнамент, который, тем не менее, придает композиции завершенность и цельность.
Подводя итог, хотелось бы обратить внимание на одну деталь. Вы не замечали, что, отбивая пальцами «чечетку» по столу, мы невольно стремимся упорядочить эти звуки, проще говоря, опять же создать ритм, равномерное чередование. И при этом не важно, кто именно «барабанит»: помешанный на чистоте и порядке или творческая личность, для которой жизнь в состоянии «хаоса» — это норма. Возможно, в таких мелочах проявляется наше подсознательное стремление к гармонии. И вряд ли это случайно, ведь в определенном ритме работает наше сердце, поднимается и опускается диафрагма при дыхании, бьется пульс и т.д. Следовательно, ритм органически созвучен не только природе (суточные ритмы, сезонные…), но и человеку. И его правильное использование, направленное на положительные цели (например, создание позитивного настроя), может решать не только эстетические, но и другие, более серьезные задачи.
Исключительные авторские права принадлежат креативному агентству «Логодизайнер». Перепечатка и копирование материалов сайта разрешены в случае установки прямой ссылки на www.logodesigner.ru. Любые другие заимствования являются противозаконными.
Ритм в дизайне интерьера: как создать гармоничный интерьер
Многие естественные явления ритмичны: дыхание, биение сердца, движение волн, смена дня и ночи. Ритм мы считаем эталоном гармонии, и когда хотим создать нечто цельное, то попросту берем элементы — звуковые, речевые, визуальные — и чередуем их с определенной частотой. Так рождаются стихи, музыка, орнаменты и… идеальные интерьеры.
Когда-то ритму приходится подчинить интерьер, иной раз ритмом можно и поступиться. Но важно, чтобы воображаемый метроном постукивал на протяжении всего времени, пока вы обустраиваете гармоничный интерьер. Нет ритма — нет гармонии. Поговорим, откуда берется этот самый ритм в интерьере.
Andina & Tapia
Прием 1: Умножение на два
Если шкаф (особенно открытый, книжный шкаф) стоит один, он выглядит как самостоятельный фрагмент интерьера и зачастую сам нуждается в том, чтобы его чем-нибудь уравновесили. Проще всего исправить ситуацию с помощью дубля: заложите в планировочное решение два одинаковых книжных шкафа — и пространство «зазвучит» совсем иначе.
Holder Parlette Architecture + Landscapes
Прием с парными предметами годится не только когда речь идет о книжных шкафах. Вы наверняка не раз встречали этот прием на страницах журналов: пара изящных торшеров по бокам дивана, одинаковые приставные столики, дуэт (или больше) подвесных светильников над кухонным островом.
Впрочем, обзавестись одинаковыми предметами мебели — дело не хитрое, куда важнее выполнить следующее правило.
Cynthia Lynn Photography
Важно: Чтобы книжные шкафы не выглядели скучно, нужно избегать сухой симметрии внутри них. Ваш путь — свободная импровизация: забудьте о группировке книг по размеру и цвету; разбавьте вертикальные ряды горизонтальными стопками; расставьте среди книг свечи, тарелки, скульптуры, фотографии; положите на стопку книг пресс-папье или другой интересный аксессуар.
Cynthia Lynn Photography
Если вы использует стеллаж, как витрину для своей коллекции, объединяйте формой, размером. Эффектно рядом смотрятся вещи, которые объединены одной характеристикой и различаются другой. Так, белая фигурка нэцкэ из дерева имеет все шансы ужиться рядом с белой фигуркой нэцкэ из слоновой кости. Подумайте, на чем можно сыграть конкретно в вашем случае.
Jonathan Adler
Прием 2: Повторение форм и линий
Если какая-то форма в интерьере кажется чужеродной, вам нужно постараться так или иначе ее повторить. Представим, что вы стали обладателем прекрасной люстры с шарообразными плафонами, но ее округлые формы ни с чем в помещении не перекликаются. Первое, что приходит в голову — купить пару светильников с шарообразным основанием (и это банально).
Оцените помещение и собственные финансовые возможности: ваша задача придумать предмет мебели или аксессуар, которым вы готовы дополнить собственный интерьер — повторить в нем чужеродную форму. В конце концов, есть вещи, которые лишними не бывают. Пусть в комнате появится кофейный столик с закругленными краями — и шары-плафоны вмиг перестанут казаться случайными.
Jonathan Adler
Если с мебелью развернуться все-таки негде, выручит подходящая мебельная фурнитура. Так, с шаром идеально сочетаются ручки-кнобы или полукруглые ручки распашных дверей, которые, соединяясь, образуют круг.
Ритм в дизайне интерьера можно задать, подобрав «рифму» — на картинах, постерах, текстильном декоре. В нашем примере выручат хоть капли воды, снятые методом макросъемки, хоть портрет Джона Леннона в его неизменных круглых очках. хоть натюрморт с апельсинами. В конце концов, всегда можно переодеть декоративные подушки в наволочку с подходящим паттерном.
Прием 3: Декоративные подушки
Прием, на первый взгляд, примитивный. Но это абсолютный must do, если мебель сливается с интерьером или, напротив, смотрится отдельно от всего прочего. Позаботьтесь о том, чтобы подушки принадлежали интерьеру. Для этого их цвет должен присутствовать хотя бы в трех вещах, которые фигурируют в декорируемом пространстве. Повтор этого цвета точь-в-точь не обязателен — он может менять тон.
NOOOR architecte d’interieur
Рисунок на подушках не обязан дублировать цвета или орнаменты, которые «поддерживает». Но он должен иметь общую с интерьером логику. Допустим, подушки украшены ретро-принтом или на каждой — полоски разной толщины. Комбинируйте подушки попарно: например, две подушки однотонные и две полосатые.
Cartoloji
Раскладывая подушки, импровизируйте, как с книгами, и не бойтесь «разлучать» схожие или одинаковые. Расположенные в разных уголках комнаты — на диване, кресле, ящиках для хранения, пуфах — подушки помогают уравновесить интерьер, привести его к общему знаменателю.
Полина Пидцан
Прием 4: Орнамент
Вы наверняка встречали интерьеры, где декоративные подушки были сшиты из той же ткани, что и шторы. Или шторы были сшиты из ткани, которой обиты кресла. Такой прием действительно помогает объединить пространство. Но — увы! — выдает скудость воображения.
Чтобы получить яркое, индивидуальное решение, копайте глубже. Купили шторы в мелкий горошек? Значит, ищите ковер, который украшают огромные круги.
Andrew Howard Interior Design
Jeff Schlarb Design Studio
Популярные обои с геометрическими элементами можно эффектно сочетать с обивкой для внешней стороны кресел, на внутренней же стороне оставив ткань однотонную. При этом рисунок обивки не должен копировать рисунок обоев — ищите схожее, а не зацикливайтесь на одинаковом.
Collected Interiors
Обивка кресел также может перекликаться с подушками, которые лежат на диване, или с вазами, которые стоят на полу. Однако орнамент не стоит повторять один в один, и его всегда нужно «перебивать» в интерьере однотонными предметами или текстилем.
Tobi Fairley Interior Design
Прием 5: Принты и рамы
Активные обои делают помещение визуально насыщенным, создают эффект дробности. Чтобы пестрота не перешла в разряд безвкусицы, ее нужно обязательно сбалансировать, и в этом как раз помогут однотипные картины или принты.
Однотипные — значит подобранные строго один к одному, без каких-либо вольностей. Нужно выбрать изображения в единой гамме и стиле, заказать рамы одинаковых размеров, а паспарту — широкое и сочетающееся с базовыми цветами помещения.
Colordrunk Designs
Располагать на стене картины следует симметрично, одна над другой, в два, три или более рядов. Такой жесткий ритм в композиции интерьера кажется невыносимо скучным, но на деле — творит чудеса.
Jonathan Adler
Kerry Crosby
Если же стена не пестрая, в строгом ритме она не нуждается. Здесь, напротив, важно разнообразие, добиться которого проще всего, воспользовавшись одной из схем развешивания разноформатных картинок.
Ana Donohue Interiors
Главное правило: остановитесь вовремя
Чрезмерная симметрия способна перечеркнуть все старания. Ритм в дизайне тем интереснее, чем оригинальнее. Даже если интерьер кажется законченным, в нем всегда есть место творческим экспериментам. И, хотя «Весенняя рапсодия» Фредерика Шопена безупречна, все же заваривать утренний чай в сто крат уютнее под Just Friends Чарли Паркера.
Значение ритма в дизайне
Рик Месс | 09.04.2020
Если мы стремимся создать безупречную композицию — пора обратиться к ритму. Это все вокруг нас: смена дня и ночи, смена времен года, дыхания и сердцебиения. Ритм необходим для нашей жизни и гармонии.
Хороший дизайн похож на вашу любимую песню — в нем есть ритм. Многие думают, что ритм — это только картинка, хотя это незначительная часть ее потенциала.
Ритм настолько силен, что буквально гипнотизирует. Повторение слов или изображений влияет на наше психическое и эмоциональное состояние, память и мышление — фактически оно почти управляет нашим мозгом.
Вооружившись только визуальным и графическим повторением, вы можете привлечь внимание и переориентировать его. Не говоря уже о стимуляции их памяти, заставляя их чувствовать и хотеть определенных вещей. Звучит как суперсила, да?
Ритм ведет нас по странице, указывая на тексты и изображения. При переходе на следующую страницу — это помогает нам быстро найти, где мы остановились.
Повтор также означает распознавание изображений. Вывеска или логотип становятся эффективными не только благодаря своему дизайну, но и количеству людей, которые видят его ежедневно. В основном это сила повторения.
Строительный ритм. Вариации ритма
Ритм в дизайне относится к интервально-повторяющимся элементам. Согласованное расположение элементов создает звуковую структуру. Ритм может объединять, направлять, выделять и задавать динамику.
Повторение формы, цвета, тона, фактуры, акцентов, направления и динамики. Ритм организует, структурирует и приводит элементы в движение.
1. Ритм формы
Повторяющиеся геометрические фигуры образуют ритм.
2. Ритм цвета
Несколько одноцветных элементов создают последовательный и динамичный дизайн.
3. Ритм оттенков и тонов
Изменением насыщенности цвета можно создать ритм. Окрашивайте элементы разными тонами одного цвета, чтобы создать мелодичный ритм.
4. Ритм линий
Умело расположите линии, чтобы усилить всю композицию. Линии могут быть разной ширины, длины или конфигурации. Это создает ощущение динамики.
5. Масштабирование
Масштабирование элементов — еще один способ построить ритм. Этот метод также помогает направить взгляд зрителя.
6. Акцент
Вы также можете создать ритм, комбинируя и выделяя разделы и группы элементов цветом.
Целевая страница — Rasmos (by Outcrowd)
Ошибки ритма
Изображать элементы с одинаковым весом и равными промежутками между ними — далеко не лучшая идея. У зрителей часто трудно выразить плохое предчувствие по этому поводу. Также следует избегать монотонности.
Вместо Заключения
Подводя итог — мы строим ритм за счет вращения формы, размера, цвета, фактуры, тона и т. д. Также его можно создать, выстраивая иерархию заголовков и подзаголовков с выделением частей текст.
Landing Page — DevCarrot (by Outcrowd)
Грамотно выстроенный ритм улучшает навигацию, помогает усваивать информацию и приносит эстетическое удовольствие.
Ритм в графическом дизайне: полное руководство
Повторы, ритм и рисунок могут оказывать существенное влияние на элементы вашего графического дизайна. С помощью эффективного ритма вы можете направлять взгляд зрителя по произведению определенным образом, вызывая определенные чувства или изменяя способ их взаимодействия с произведением.
Вы понимаете, что такое ритм в графическом дизайне и как использовать ритм, чтобы вызвать у аудитории нужные вам чувства?
Что такое ритм в графическом дизайне?
В графическом дизайне ритм относится к отношениям между элементами в произведении и к тому, как они взаимодействуют друг с другом. Ритм обычно возникает одним из трех способов.
Обычный ритм
Обычный ритм использует знакомые, повторяющиеся элементы на протяжении всего рисунка, чтобы создать особый эффект и направлять зрителей по заданному пути. Как правило, регулярный ритм включает в себя именно эти элементы в паттерне, что может оказать более жесткое воздействие на зрителя.
Плавный ритм
Плавный ритм призван вызвать ощущение движения. Часто дизайнеры повторяют определенные элементы произведения не точно, а в виде шаблонного потока по всему произведению, что может создать ощущение движения и направлять зрителей по произведению по заранее определенному шаблону.
Прогрессивный ритм
Прогрессивный ритм продолжает повторять шаблоны, которые зрители ожидают, пока они перемещаются по произведению, но каждый раз с небольшими изменениями. Прогрессивный ритм может, например, начинаться с одного ключевого элемента, а затем постепенно добавлять другие элементы по мере продвижения зрителя к «заключению» или концу произведения. Комические панели, например, могут использовать прогрессивный ритм, чтобы передать конкретное важное изменение с течением времени.
Как использовать ритм в графическом дизайне
Вы можете использовать несколько различных стратегий, чтобы создать ощущение ритма и вызвать чувство гармонии в своем графическом дизайне.
1. Определите, какой эффект вы хотите создать в своей работе.
Какие эмоции вы пытаетесь вызвать? Как вы хотите направлять зрителей во время их взаимодействия с вашим произведением? Существует большая разница между эмоциями, которые вы создадите с помощью обычного ритма, и теми, которые вы можете вызвать, например, с помощью прогрессивного ритма. В то время как регулярный ритм часто создает фиксированный эффект в сознании зрителя, прогрессивный ритм может вызывать чувство роста или изменения по мере того, как зритель взаимодействует с произведением.
2. Выберите элементы, которые хотите подчеркнуть.
Ритм часто служит для того, чтобы подчеркнуть повторяющиеся элементы в произведении. Если вы используете прогрессивный ритм, вы можете специально выделить элементы в ритме, которые вы не меняете, позволяя им служить основой вашего произведения. Если вы используете плавный ритм, вы можете подумать, какие элементы вашего произведения вы хотите «переместить».
3. Следите за своим ритмом.
При наблюдении за небольшим фрагментом более крупного фрагмента ритм может иногда казаться случайным или фрагментарным. Однако, изучив произведение в целом, ваш зритель может обнаружить повторения и закономерности. Удостоверьтесь, что ваш ритм находится в правильном масштабе с остальной частью вашего произведения.