Современный дизайн хрущевки: современные идеи – 2023 интерьера однокомнатной квартиры, декор 1-комнатного жилья площадью 30 кв. м

Содержание

Дизайн хрущёвки – 17 современных фото идей интерьера

Оформление любой квартиры — одновременно ответственная и творческая задача. Но далеко не всегда особенности конкретного помещения позволяют свободно реализовывать все дизайнерские идеи и задумки. Если предстоит делать не ремонт в просторном коттедже, а всего лишь придумать дизайн хрущёвки, в первую очередь следует изучить все нюансы подобной квартиры.

Фото: Дизайнер Фотеев Павел

Особенности квартир-хрущёвок

Квартиры-хрущёвки, появившиеся во времена массовой застройки 1950-1980-х годов, по сей день остаются одним из самых распространённых видов жилья. Чаще всего они располагаются в пятиэтажных многоквартирных домах без лифта и мусоропровода.

Фото: Дизайнер Фотеев Павел

Квартиры такого типа имеют ряд особенностей. Основным недостатком хрущёвок считается их небольшая общая площадь, невысокие потолки (до 2,55 м) и миниатюрные размеры комнат. Полноценная прихожая в таком жилище может отсутствовать, а на кухне и в ванной с трудом умещается самая необходимая техника. Ещё одним минусом хрущёвок считают низкую шумоизоляцию. Тем не менее, такие квартиры не лишены достоинств.

Многие хрущёвки включают балкон и кладовую, а также вместительные антресоли, позволяющие сэкономить место в комнатах и получить готовые встроенные шкафы. Планировка хрущёвок с 2-мя и более комнатами может предусматривать как одну проходную, так и все полностью изолированные комнаты, что хорошо подойдёт для большого семейства.

Основной «минус» такой квартиры тоже можно обратить в плюс — ремонт маленького помещения с типовыми окнами и дверями обойдётся гораздо дешевле обустройства большой нестандартной квартиры, да и сама хрущёвка будет стоить гораздо меньше. Кроме того, такие дома располагаются в давно обжитых районах с развитой инфраструктурой.

Стоит ли делать перепланировку?

Фото: http://ideas.vdolevke.ru/

Некоторые обладатели хрущёвок решают радикально изменить внешний вид своего жилища, объединив несколько помещений в одно или убрав встроенные шкафы с целью увеличения свободного пространства.

Благодаря тому, что часть перегородок в такой квартире не является несущими и выполняется из гипсокартона, ДВП или прочих легко демонтируемых материалов, на такие изменения может уйти меньше сил и средств, чем в других домах. Кроме того, подобную перепланировку будет легче согласовать в отличие от глубокой реконструкции, затрагивающей несущие стены.

Все плюсы и минусы любой перепланировки следует заранее взвесить. Объединённые комнаты или санузел могут быть удобны для маленькой семьи, но создадут дискомфорт для большой, где каждому требуется свой отдельный уголок, а пользоваться ванной и туалетом одновременно станет неудобно.

Кухня с газовой плитой имеет ряд законных ограничений по возможной перепланировке. Кроме того, и без того высокая слышимость в хрущёвке из-за отсутствия части перегородок может значительно увеличиться.

Правила зонирования

Фото: https://Pinterest.com

Иногда комнаты в хрущёвке не соединяют, а, напротив, стараются разделить. Примером может служить проходная гостиная, в которой решили выделить отдельный закрытый уголок для спальни. Но из-за подобных преобразований одна из частей комнаты останется без окна, поэтому следует заранее продумать систему освещения в изменившемся помещении, преграждать часть комнаты лишь частично или выбрать для перегородки прозрачный материал.

Грамотное зонирование может потребоваться как в объединённых перепланировкой, так и в обычных комнатах. Их небольшой размер требует особого подхода к разделению пространства — только так можно создать красивый интерьер, заодно вместив в него всё самое необходимое. Обычно для экономии места в хрущёвках стараются использовать лёгкие или мобильные перегородки либо прибегают к визуальному зонированию пространства.

Ширмы

Фото: https://Pinterest.com

Мобильные ширмы отлично подходят для зонирования небольших помещений. Если раньше этот предмет интерьера использовался для переодеваний, сегодня его можно встретить не только в дамских будуарах.

Современные ширмы могут быть закрытыми, полностью или полупрозрачными и выполненными из самых разных материалов. Благодаря широкому ассортименту ширму можно подобрать для комнаты, оформленной в любом стиле.

Шторы

Фото : https://Pinterest.com

Шторы и прочие виды занавесок обычно используют для зонирования спальни. В хрущёвке помимо места для отдыха такая комната может включать самые разные зоны — кабинет, место для домашней библиотеки, детскую и пр. Ограждённая занавеской кровать позволяет отрешиться от будничных забот и создаст более благоприятную атмосферу для сна.

На внешний вид интерьера и степень уединённости во многом влияет материал такой шторы. Плотная ткань позволит полностью отделить пространство спальной зоны от остальной комнаты, а воздушные занавески послужат лишь символическим барьером, добавив обстановке романтичности.

Если в качестве разделителя всё же решили использовать плотные шторы, лучше выбирать для этого светлые ткани, чтобы не утяжелить интерьер.

Гипсокартонные перегородки

Фото: https://Pinterest.com

Гипсокартон используют для создания стационарных лёгких перегородок. Этот материал можно отделывать самыми разными способами, порой превращая в неотличимую от обычной стены поверхность. Минус глухих гипсокартонных перегородок — их непрозрачность, мешающая свету попадать в отделённую часть комнаты.

Решить эту проблему поможет создание не глухой, а символической перегородки простой или необычной формы. Чтобы выполнить сразу несколько интерьерных задач, с помощью гипсокартона можно соорудить в комнате практичную перегородку-стеллаж для хранения лёгких предметов.

Стеллажи и шкафы

Фото: Дизайнер интерьеров Расима Гайфутдинова

Помимо гипсокартона для создания видимого разделителя пространства можно использовать определённую мебель. Чтобы не закрывать свет, в качестве перегородок применяют открытые стеллажи, узкие шкафы и прочие предметы, которые можно установить поперёк комнаты так, чтобы они не мешали проходу. Если перегородкой служит закрытая мебель, можно закрепить на ней зеркала для зрительного продолжения пространства.

Подиум

Фото: https://Pinterest. com

Создание подиума — не самый распространённый способ зонирования для хрущёвки. Это связано с недостаточной высотой потолка в таких квартирах. Тем не менее, подиумы будут вполне уместны в спальнях: на них можно расположить спальное место, обеспечив зонирование этой зоны за счёт перепада высот. Сам подиум можно использовать как дополнительное место для хранения, снабдив его удобными ящиками.

Раздвижные перегородки

Фото: https://Pinterest.com

Подобные перегородки можно использовать для разделения на части самой большой комнаты в квартире. Створки таких перегородок можно закрывать лишь при необходимости, фиксируя в открытом положении. Благодаря небольшому размеру они занимают не слишком много места, а для их оформления можно выбрать прозрачный или комбинированный материал.

Визуальное зонирование

Фото: https://Pinterest.com

Помимо буквального разделения комнаты на зоны можно прибегнуть к визуальному зонированию. Для этого выбранные части комнаты отделывают различными или отличающимися по цвету материалами.

Разную отделку можно подбирать как для внутренних зон каждого помещения, так и для всей квартиры в целом, особенно если в ней сочетается несколько разных стилей. Чаще всего для такого зонирования используют разные обои или краску для стен, но выделить части квартиры поможет и сочетание напольных покрытий или даже отделка потолка.

Дизайн хрущёвки и зонирование светом

Фото: Дизайнер Фотеев Павел

Разная подсветка определённых зон квартиры помогает не только зрительно отделить их друг от друга, но и обеспечить каждую функциональную зону наиболее подходящими для неё светильниками. Для рабочего места в комнате или на кухне потребуется более яркий свет, для спальной зоны необходим мягкий света ночника.

Освещение можно использовать и для подчёркивания акцентов интерьера. Для этого хорошо подходят трековые светильники или настенные лампы-бра.

Как зрительно расширить пространство комнаты?

Фото: Дизайнер Алексей Алфеев

Одна из главных задач при оформлении хрущёвки — постараться зрительно увеличить небольшое пространство каждой комнаты. Определённые визуальные приёмы заставят тесные помещения казаться больше, не прибегая к перепланировке.

Распространённый приём зрительного расширения комнаты — использование светлых тонов при выборе материалов отделки и мебели. Тёмные и яркие цвета способны перегрузить и без того маленькую комнату и усложнить восприятие её интерьера.

Светлые краски, напротив, наполнят помещение воздухом и визуально его облегчат. Полностью делать квартиру белой необязательно, можно использовать неяркие оттенки самых разных цветов и играть на сочетаниях. Яркости помогут добавить отдельные акценты.

Для расширения комнаты в её интерьер стараются включать больше отражающих поверхностей. Это могут быть зеркала, металлические элементы, глянцевые материалы отделки или детали мебели и пр..

Часть мебели для хранения можно заменить встроенными шкафами. Созданные из гипсокартона ниши с рассчитанными по их размерам закрытыми стеллажами смогут превратиться в отличную замену привычного шкафа, а внешне будут неотличимы от обычной стены, благодаря чему интерьер комнаты заметно облегчится.

Лучший способ сэкономить место в небольшой квартире — не заполнять её предметами, без которых можно обойтись. Многофункциональная и не слишком громоздкая мебель наряду с трансформирующимися моделями сделают интерьер более практичным и многогранным. 

Сдержанность декоративных составляющих и продуманная система хранения застрахуют от хаоса на полках и в шкафах, также поглощающего свободное пространство. Лучше организовать комнаты позволит правильный выбор интерьерных стилей.

Для хрущёвки хорошо подойдут популярные современные направления, не предполагающие обилия декора, яркой отделки и вычурной мебели. К примеру, это может быть оригинальный минимализм, светлый, лаконичный и уютный скандинавский стиль или эффектный хай-тек.

Выбор цветовой гаммы

Фото: Дизайнер Анастасия Струве

Тёмные краски в оформлении комнат в хрущёвке рискуют сделать их тесными и неуютными, поэтому любителям подобной гаммы рекомендуется разбавлять глубокие тона более светлыми тонами. Для потолка обычно выбирают оттенки белого, стены можно оформить в пастельной гамме или использовать универсальные тона белого, бежевого или светло-серого цветов. Пол при таком оформлении может быть и тёмным.

В маленьких комнатах будут хорошо смотреться акцентные стены — с их помощью в интерьер можно внести больше красок. Для этого одну из стен или их небольшие части оформляют отличным от остальных способом — оклеивают другими обоями, красят в другой оттенок, используют комбинированную отделку и пр. Разница оттенков и фактур поможет сделать интерьер более живым и интересным. Обычно акцентные стены делают в спальне и гостиной.

Использовать яркие краски при отделке хрущёвки не запрещается, но в таком интерьере важно соблюсти верный баланс и не сделать маленькую комнату слишком цветистой и утомляющей. Сочный оттенок кухонного гарнитура, дивана в гостиной, штор или бытовой техники стоит уравновесить спокойным нейтральным фоном. Яркие цвета можно вводить и в интерьер детской, экспериментируя с тематическими обоями и домашним текстилем.

Палитру интерьера можно выбирать, основываясь на определённом стиле. Скандинавское направление предполагает преобладание светлых тонов и природных оттенков. Грубоватые индустриальный стиль и лофт — оттенки серого, белого, чёрного и коричневого цветов. Для них также характерно использование фактурных материалов и частичное отсутствие отделки (либо стилизация под кирпичную кладку).

Для более романтичного прованса используют светлые краски и натуральные материалы, а также широко применяют мелкие принты — милые цветочные узоры, горошек, полоску или клетку.

Зная особенности разных оттенков и принтов, можно придать интерьеру необходимое настроение. Тона голубого и светло-серого освежат комнату и придадут ей больше воздушности. Жёлтый и золотистый цвета не повлияют на восприятие размера помещения, но сделают его теплей и солнечней.

Вертикальные узоры на обоях вытянут комнату вверх, горизонтальные — немного расширят, а мелкий разреженный принт облегчит интерьер. Размер рисунка на стенах можно не принимать во внимание, если он не контрастирует, а сочетается с общим фоном. Сочетание разных геометрических узоров в интерьере помещения сделает его динамичней.

Освещение

Фото: https://Pinterest.com

Хрущёвки не могут похвастаться высокими потолками, поэтому приобретать для такой квартиры массивные многоярусные люстры не стоит. При желании в качестве центрального осветительного прибора используют более миниатюрную невысокую модель. От люстры можно отказаться в пользу небольших светильников по периметру комнаты и точечного освещения.

Дополнить верхний свет помогут напольные и настенные модели не слишком больших размеров, а также ночники и настольные лампы. Лаконичные светильники на стенах станут хорошим выбором для узкой прихожей, но их размер и яркость должны соответствовать метражу комнаты. В гостиной можно использовать компактную трековую систему.Как расположить мебель?

Фото: https://Pinterest.com

Метраж хрущёвки часто не позволяет свободно разместить в ней всю желаемую мебель, поэтому в первую очередь для такой квартиры приобретают самые необходимые предметы. Мебель для хранения должна сочетать компактность и вместительность. Громоздких и слишком вычурных предметов стоит избегать, предпочтение отдают простым и многофункциональным моделям. Кровать в спальне может заменить удобный раскладной диван, для кухни можно приобрести раздвижной стол, для гостиной — мобильный журнальный столик на колёсиках и пр.

Место для разных предметов подбирают с учётом функционального зонирования каждого помещения. Мебель в проходной комнате стараются располагать у стен, поэтому для неё стараются приобретать предметы правильной формы. В этом случае центр комнаты останется свободным, и ничего не будет мешаться на проходе.

Если часть гостиной отведена под спальное место, его обычно обустраивают ближе к окну и дальше от двери, чтобы перемещения по комнате не мешали спящему. Место для работы или учёбы тоже стараются обустроить у окна, чтобы обеспечить хорошее естественное освещение в дневное время. В качестве столешницы иногда можно использовать подоконник. Если без стола обойтись не удастся, можно выбрать угловую модель с полками и ящиками, наиболее компактно размещенную возле стен или шкафа.

Для гостиной обычно выбирают простой прямоугольный или угловой диван. Более массивные диваны п-образной формы можно приобрести, если другая крупногабаритная мебель в комнате отсутствует. Если в спальне ставят не диван, а кровать, лучше, если у неё будет не слишком высокая спинка — такие модели будут смотреться непропорционально. Кровать ставят возле свободной стены. Если тумбочки при этом рядом не помещаются, их заменяют прикроватными полочками.

Советы специалистов

Фото: Дизайнер Фотеев Павел

Делая ремонт в хрущёвке, важно заранее избежать серьёзных ошибок и учесть возможные сложности, связанные с перепланировкой и оформлением комнат. Как и в любой другой квартире, предстоящую перепланировку придётся узаконить, к тому же, далеко не все подобные изменения будут допустимыми. Менять расположение «мокрых зон» туалета, кухни и ванной в многоквартирном доме не рекомендуют — это увеличивает риск затопления соседей. Маскировка коммуникаций не должна мешать доступу к ним в случае ремонта, особенно осторожными стоит быть с газовым оборудованием.

Для маленьких комнат небольшой высоты не подойдут объёмная отделка и декор — многоуровневые потолки, значительные перепады высот, крупные осветительные приборы, шторы со сложными пышными драпировками и пр. Следует помнить о мере и при выборе домашнего текстиля и аксессуаров. Не стоит сосредотачивать в одной комнате множество не сочетающихся между собой изделий. Чтобы не перегрузить комнату, достаточно выбрать 1-2 основных оттенка и ввести несколько дополнительных тонов, которые хорошо с ними сочетаются.

Решив зонировать комнату, лучше избегать глухих и громоздких перегородок и слишком массивных конструкций. Важно, чтобы любое помещение в квартире хорошо освещалось и в дневное, и в тёмное время суток, поэтому окна стараются оформлять так, чтобы в квартиру попадало больше света. Дополнительно сэкономить место у окна и регулировать желаемый уровень освещения помогут рулонные шторы или жалюзи.

Примеры удачных интерьерных решений

Для маленькой кухни можно подобрать прямой или угловой гарнитур с плавными линиями. Материал или цвет его фасада может сочетаться с внешним видом стола и стульев. Если фоном кухни был выбран однотонный нейтральный оттенок, можно проявить фантазию в выборе цветовой гаммы гарнитура, используя более яркую или украшенную узорами мебель. В этом случае стол может быть нейтральным или контрастным. На окна в кухне можно повесить короткие занавески.

Фото : https://Pinterest.com

Одну из стен в гостиной часто делают акцентной. Если гостиная является проходной, акцентную стену можно сделать «кирпичной», сочетая грубоватые фактуры с мягким ковролином и прочим домашним текстилем, добавляющим уюта. На таком фоне будут хорошо смотреться более лёгкие и изящные предметы мебели — если в гостиной стоят стулья, можно выбрать модели с металлическими ножками и деревянными сидением и спинкой.

Маленький метраж хрущёвки — не повод отказываться от создания удобного и стильного интерьера. Грамотно обыгрывая особенности этого помещения и подбирая мебель и отделку, хорошо вписывающуюся в небольшое пространство, можно создать весьма привлекательный интерьер, находиться в котором будет комфортно и приятно.

Дизайн хрущевки — обзор современных и оригинальных идей (135 фото)

Услышав такие слова как дизайн, большинство людей визуально рисуют перед собой образ просторных квартир в новостройках или широкие помещения в загородных коттеджах. Мало кто применяет такие понятия в отношении малогабаритных советских хрущёвок.

Между тем, возведённые в старые советские времена пятиэтажки составляют немалое количество в инфраструктуре больших и особенно малых городов и вопрос внутреннего обустройства таких малогабаритных квартир является не менее острым, чем у более комфортабельного жилья.

Для хрущёвок, основываясь на их малогабаритности, самым главным является сохранение пространства. Поэтому к решению вопроса перепланировки подходят очень ответственно. Основная цель — создание визуального расширения внутренних помещений, что во многом способствует созданию должного уюта и комфорта.


Во времена, когда в России строились подобные сооружения, их возведение проходило по типовым проектам определённых серий, каждая из которых соответствовала конкретной площади и количеству комнат.

То есть шло распределение на квартиры однокомнатные, двухкомнатные и трёхкомнатные.

Сами же квартиры не просто не отличаются просторной площадью, но кроме того имеют очень большой недостаток, выражающийся в узкости комнат, создающей всякие неудобства, одной из которых представляется проходная зона, проходящая прямо через комнату.

К тому же коридоры в таких квартирах не функциональны. Поэтому становится понятным, почему перепланировка хрущевки становится так важна.

В свою очередь красивый интересный дизайн в небольшой по площади квартире также во многом зависит от удачно проведенной перепланировки


Оглавление статьи:

Дизайн однокомнатной квартиры

Больше всего проблем возникает, когда необходимо провести внутреннее переустройство в однокомнатной квартире соответствующего сооружения. Однокомнатная хрущёвка вызывает больше всего вопросов, когда жильцам приходит в голову перепланировать её на свой лад.

В частности, возникают сразу две проблемы, одна из которых добиться официального разрешения от соответствующей организации на проведение необходимых работ и второе, подобрать подходящий дизайн.

Первая задача решается путём создания комиссии и проверки состояния внутренних конструкций. Если будущие действия не вредят общей структуре дома, архитектор подписывает разрешение. И далее уже следует подбор подходящего дизайна.

Собственно, он уже начался в момент определения внутреннего устройства квартиры, обозначения расположения несущих и не несущих стен и перегородок. Первые по понятным причинам трогать запрещено. Вторые же можно демонтировать или изменять в зависимости от дизайнерских вариантов.

Иногда внутреннюю стену не несущую никаких нагрузок, кроме своей собственной не обязательно ликвидировать полностью, достаточно сделать арку или произвести расширение прохода убрав соответственно дверной проём.

Чтобы улучшить освещение в прихожей можно выбрать вариант стеклянной вставки или установку витража на внутренней перегородке. Если внутренний объём очень мал, его расширяют за счёт полного сноса перегородки. Тогда происходит увеличение полезной площади. Маленькая хрущёвка начинает казаться более просторной.

Если вдруг разрешение на внутреннюю перестройку получить не удалось, используют иные доступные методы визуального расширения пространства. Причём пригодными данные методы считаются и для двухкомнатных и трёхкомнатных квартир такого же типа.

Расширения внутреннего пространства без демонтажа стен

Используется пространственное зонирование. Из комнат убирается слишком широкоформатная мебель. Большие диваны, шкафы. Они значительно сужают площадь и для квартир с малыми площадями не подходят.


Устанавливаются предметы компактной мебели и вместе с тем бытовая техника равных параметров на два-три уровня (накладываясь друг на друга). Таким образом не загромождаются углы и простенки.

Проводится ограничение рабочих зон и зон отдыха. Разграничителем может послужить легкая перегородка. Можно прменить так же невысокий подиум или прибегнуть к установке открытого стеллажа без дверок.

При выборе мебели в малогабаритную квартиру всегда лучше уделить внимание образцам компактного типа. Установка консоли в прихожей отлично подойдёт как замена широкого туалетного столика. Зеркала предпочтительны без рамок. Можно взять двухместный диван, который раскладывается вперед и имеет три сложения.

Мягкая мебель ставится либо вдоль стены, либо в любом ином положении, если, конечно, вид с каждой стороны одинаково привлекателен.

Стандартный дверной проем можно изменить, применив раздвижную дверь. Кроме того, в таких квартирах многие предпочитают делать арки в стенах или перегородках, разграничивающих смежные помещения. Для однокомнатной квартиры это самый приемлемый выбор.

Дизайн кухни. Вариант совмещённой планировки

Сложнее всего бывает оформить дизайн кухни в хрущёвке. В двухкомнатных квартирах эта проблема иногда решается посредством демонтажа стены, разделяющей кухню и зал. Таким образом два помещения как бы объединяются в одну просторную комнату студию.


Для оборудования кухни лучше всего установить кухонные уголки. Одна сторона уголка будет упираться в оконный проём или стену, а в окончании другой устанавливают холодильник. В месте стыковки двух сторон размещают раковину. В качестве обеденного стола подойдёт раскладной столик, который не занимает много места.

Некоторым людям нравится однотонность внутренней палитры. Но всё же если кухню соединили, например, с гостиной стоит сделать цветовое разграничение. Выполнить отделку гостиной одним цветом, а кухни другим.

Ни в коем случае не стоит отдавать предпочтение тёмным тонам. Самые лучшие цветовые решения — это тёплые тона. Среди них стандартный белый, молочный, небесно-голубой.

Как сделать правильный выбор

Чаще всего люди приходят в замешательство, когда им приходится проявлять свою фантазию решая, как сделать так, чтобы малогабаритная квартирка стала казаться большой.


Даже в просторных квартирах иной раз приходится основательно поработать с разными примерами дизайна и планировки, прикинуть где и как должны располагаться вещи, какие тона должны доминировать на стенах, как оформить потолки.

Что уж говорить о хрущёвках, где дизайн комнаты определяется по особым правилам, позволяющим сохранить или визуально расширить помещение.

Не сумев самостоятельно определиться с планировкой и дизайном, жильцы хрущёвок обращаются за помощью к различным каталогам, где есть множество красочных фотографий, по которым можно подобрать подходящий вариант обустройства соответствующего жилья.

Подобрать подходящее фото дизайна хрущёвки можно обратившись к интернету. На его страницах обязательно найдётся нужный вариант оформления для любого типа планировки, начиная с трёхкомнатной квартиры и заканчивая однокомнатной. Кроме того, можно будет ознакомиться с советами дизайнеров и при возможности напрямую воспользоваться их услугами.

Фото дизайна хрущевки


Вам понравилась статья? Поделитесь 😉

 

Абстрактное искусство, которое Хрущев обрек на возвращение домой в Москву, а также выставки США и Китая продвигать работу за рубежом, в том числе в Китае и США.

Ольга Ускова, основатель и президент компании-разработчика программного обеспечения Cognitive Technologies, рассказала The Art Newspaper, что намерена превратить бывший советский клуб фабричных рабочих, спроектированный архитектором-конструктивистом Константином Мельниковым, в музей, в котором выставлены произведения искусства из вторая волна русского авангарда, начавшаяся в 19 в.50-е годы.

Это движение возникло во время культурного брожения, известного как «оттепель» при советском лидере Никите Хрущеве после смерти Иосифа Сталина. Среди центральных фигур в движении был Эли Белютин, художник и педагог, который создал художественную школу под названием «Новая реальность» и выступал за способ рисования, включающий эмоции в изображение мира. Другим важным художником был Владислав Зубарев.

Осуждение Хрущевым работы движения в 1962-я выставка в Москве ознаменовала символический конец этого периода творческой свободы и отправила творчество художников в подполье, хотя они не подвергались преследованиям или тюрьмам. Белютин продолжал руководить своей художественной академией в дачном поселке Абрамцево за городом.

В 2012 году Ускова купила коллекцию и обширный архив Самвела Оганесяна, в который вошли абстрактные работы 1950-х годов. В следующем году она основала в Москве Фонд русского абстрактного искусства.

Затем фонд купил клуб заводских рабочих «Буревестник» Константина Мельникова, построенный в Москве между 1927 и 1929, в котором Ускова планирует выставить свою коллекцию. Музей должен открыться к концу года. «Через мастерскую Белютина прошло около 300 человек, и на них были опробованы его теории и методы, — говорит Ускова. Из них «около 20 заслуживают серьезного международного внимания, [и] работа примерно семи из них ничуть не уступает по качеству и инновациям лучшим в мире», — говорит она, выделяя Лучиана Грибкова, Владислава Зубарева. , Вера Преображенская и Тамара Тер-Гевондян.

Хотя эти художники следовали преобладающим международным тенденциям, они также делали «свежие заявления», потому что создавали искусство в «экспериментальных условиях» Советского Союза, говорит Ускова. Так как у них не было возможности продать свое искусство, они руководствовались исключительно творческим порывом, а их работы — это «послания… от людей, которые жили исключительно ради искусства». Она добавляет, что творчество — это «вопрос самореализации», который более глубок, чем любая другая мотивация. «Ни любовь, ни семья, ни секс, ни деньги не могут дать более полного ответа в конце жизни человека на вопрос, зачем он жил».

Коллекция Усковой была показана в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге в 2014 году и в Московском музее современного искусства на выставке, открывшейся в октябре 2016 года. Несколько работ сейчас экспонируются на выставке в Государственной Третьяковской галерее в Москве ( Оттепель, до 11 июня).

Выставка, запланированная на сентябрь в Атланте, штат Джорджия, представит работы художников Новой реальности наряду с работами американских современников. Еще одна выставка планируется в Китае. Это будет эксперимент с мультимедиа и 3D-форматами, «с учетом интересов китайцев», — говорит Ускова.

двадцать пять примеров советского модернизма в бывшем СССР

Советский модернизм — необычный и творческий жанр архитектуры. Я очарован этим, и даже Кирсти часто удивляется некоторым примерам, на которые я тащу ее посмотреть! Но я подозреваю, что не все знают, что подразумевает под собой советский модернизм, поэтому позвольте мне сначала объяснить, что это такое и как он возник.

Что такое советский модернизм?

Как следует из названия, советский модернизм, иногда сокращаемый другими авторами до совмода, представляет собой современный архитектурный стиль, широко распространенный в Советском Союзе между 1955 и 1991.

Приведенные выше даты являются значимыми. До 1955 года основным стилем в России и советских республиках была сталинская архитектура (*). Этот амбициозный, щедрый и часто помпезный жанр архитектуры, также известный как социалистический классицизм или сталинский ампир, просуществовал с 1933 по 1955 год и был назван так потому, что он развивался в период советского диктатора Иосифа Сталина и находился под его влиянием.

(*) Сталинской архитектуре предшествовал конструктивизм, первый из трех основных архитектурных стилей в СССР, расцвет которого пришелся на XIX в.20-х и начале 1930-х гг.

Железнодорожный вокзал Сухуми в Сухуми Абхазия, который находится в очень плохом состоянии, но все еще используется, является образцом сталинской архитектуры Тогда как Госпром в Харькове (Украина) был построен в стиле конструктивизма

Сталин умер в марте 1953 года и его сменил Никита Хрущев. Хрущев, как известно, продолжал осуждать Сталина и культ его личности в невероятно рискованной программной речи, которую он произнес на двадцатом съезде Коммунистической партии 19 февраля.56. Но перед этим, в декабре 1954 г., он выступил на ежегодной конференции Всесоюзных строителей и, по существу, остановил продолжающееся создание архитектуры в сталинском стиле.

Сталинская архитектура была больше связана с формой, чем с функцией. Тесно связанный с социалистическим реализмом, официально разрешенным видом искусства в СССР, он демонстрировал мощь Советского Союза, и Хрущев и его соратники хотели изменить это. Они хотели новый стиль архитектуры, который был бы одновременно современным и функциональным.

Цена тоже имела значение. Здания, спроектированные в стиле сталинского ампира, стоили дорого, и в одном из своих выступлений в середине 1950-х годов Хрущев раскритиковал здания той эпохи как преступную трату денег. Он указал, что экономический рост СССР является важным приоритетом, и в будущем новое строительство должно быть более качественным, но с меньшими затратами (*).

(*) Срезанные углы и низкое качество материалов, использовавшихся тогда, являются одной из причин того, почему так много образцов советской современной архитектуры сегодня находятся в таком плохом состоянии.

Поначалу с новой концепцией боролись те же архитекторы, которые всего несколькими годами ранее проектировали неоклассические сооружения с щедрым бюджетом при сталинском режиме. Но со временем и имея доступ к образцам современной и новаторской архитектуры на Западе, они с рвением взялись за дело, и родился советский модернизм (*).

(*) Термин «советский модернизм» и период, который он определяет, не был придуман до 2010 года. Согласно одному источнику (написанному на русском языке), он был приписан французскому фотографу Фредерику Шубину, который провел время в начале 2000-х годов. путешествуя по бывшему Советскому Союзу, фотографируя такие здания.

Процветая как архитектурный стиль чуть менее четырех десятилетий после этого, именно распад СССР в конце 1991 года привел к гибели советского модернизма. За это время, однако, в каждом уголке Союза было построено бесчисленное количество сооружений различного назначения (цирки, аэропорты, дворцы бракосочетаний, отели, университеты и т. д.). И, как видно из разнообразных примеров в этом посте, несмотря на то, что архитекторы того периода работали под контролем тоталитарного руководства и почти всегда им мешали местная бюрократия и жесткие правила, они каким-то образом все же находили место для творческой свободы и экспериментов. .

Кинотеатры, дворцы бракосочетаний, многоквартирные дома и здания цирка всегда на повестке дня, когда мы посещаем новые бывшие советские города

Наша охота за советским модернизмом

Поиск советской современной архитектуры часто разочаровывает. Начнем с того, что этот стиль не так популярен, и в результате информация в Интернете и т. д. довольно ограничена. Не помогает и наше явное отсутствие русского языка, который до сих пор является общим языком, на котором говорят во всех странах, когда-то входивших в состав СССР. Часто это или нет, как только мы определили здание, которое хотим увидеть, точно определить его точное местонахождение сложно, потому что, хотя спросить у местных жителей дорогу после того, как мы установили, что находимся в нужном районе, достаточно просто (мы показываем фотографию из наш телефон!), понимание ответа неизменно нет. Мы можем провести целую вечность на небольшой площади, бродя в поисках строения, и не понимая, почему мы не можем его найти.

И это подводит меня к другой проблеме, с которой мы часто сталкиваемся. У нас часто нет указаний на то, сколько лет информации, которую мы собрали о конкретном здании той эпохи, и мы обнаружили на ранней стадии нашего интереса к этому предмету, что достаточно высокий процент этих построек либо был заброшен, реконструирован или перестроен. полностью снесены к тому времени, когда мы добрались до их посещения. Это расстраивает, мягко говоря. По крайней мере, если здание было заброшено, мы все еще можем видеть его фасад, но если оно было перестроено, то, по нашему опыту, оно часто до неузнаваемости и больше не похоже на первоначальную структуру. Место, которое было снесено, естественно, является для нас самым большим разочарованием и огромной тратой нашего времени.

Ресторан «Нарын» в Бишкеке (Кыргызстан) был заброшен, когда мы сделали эту фотографию в 2016 году, а затем был снесен в 2017 году. Помимо скупости и ограниченного бюджета во время строительства, что привело к тому, что многие здания того периода совсем не выдержали атмосферных воздействий, есть еще один фактор, который следует учитывать. После распада СССР в начале 19 в.В 90-е годы новые правительства в большинстве из пятнадцати стран, когда-то входивших в состав СССР, по мере возможности сделали все возможное, чтобы избавиться от этих напоминаний о своем советском прошлом, либо разрушив их и заменив, либо обновив и модернизировав.

Стоит также учитывать, что для многих эти здания не очень привлекательны. Подобно брутализму, который, как я когда-то видел, был похож на Marmite (вы либо любите его, либо ненавидите, но между ними нет), советский модернизм действительно получает плохую обертку и часто описывается как уродливый и неприглядный. Выражаясь архитектурными терминами, надстройки из сурового бетона не всем нравятся, и во многих из этих стран, как в государственном, так и в частном секторе, просто нет желания тратить деньги на их содержание.

Нажмите здесь, чтобы увидеть, как этот бывший бальнеологический курорт (ныне аквапарк) в Друскининкае (Литва) выглядел до реконструкции действительно делает задачу в руке несколько сложной задачей время от времени.

Это также внушило нам некоторую срочность. Многие из этих советских пережитков, которые все еще стоят, кажется, постоянно находятся в камере смертников и ожидают своей участи либо заброшенности, либо переделки, либо сноса. Посвятив большую часть нашего времени в регионе за последние три-четыре года в поисках примеров советского модернизма, мы не так уж плохо поступили, но если мы хотим увидеть как можно больше, пока не стало слишком поздно, тогда нам нужно немного пробежаться.

Еще один фактор, который мешает нам увидеть как можно больше советской современной архитектуры, заключается в том, что некоторые из этих зданий изначально были построены для использования в качестве правительственных учреждений. Большинство из них сохранили свой первоначальный дизайн и, следовательно, являются наиболее интересными для посещения, но они также сохранили свою первоначальную функцию, и чувствительность вокруг правительственных зданий по-прежнему очень вещь в бывших советских республиках (*) .

(*) Наверное, это есть в большинстве стран, но нам не так интересно фотографировать их государственные структуры!

Иногда это усложняет их фотографирование, особенно с помощью большой и довольно заметной цифровой зеркальной камеры, и несколько раз нам было трудно подобраться и сфотографировать место, которое у нас есть в нашем списке. Нас даже прогнали слишком рьяные охранники. Я подозреваю, что если бы мы говорили по-русски и могли бы объясниться, мы бы не встретили такой враждебной реакции, но это не так, и несколько раз мы поспешили уйти с места преступления на крики слов, я сомневаюсь, что они появятся. в нашем русско-английском разговорнике!

Только один раз мы встретили сотрудника, симпатизирующего нашему пристрастию к архитектуре советских времен, и это было во Дворце пионеров в украинском городе Днепр.

Нам не часто удается осмотреть интерьер многих зданий, которые мы ищем, но никто не обратил на нас внимания в белорусском санатории в Юрмале (Латвия) мы не получаем себе другого интереса, но есть немного серебряной подкладки в этом довольно зловещем облаке настолько, что, снова похоже на брутализм, в наши дни наблюдается постоянно растущее признание советского модернизма. Это, в свою очередь, привело к петициям и тому подобному, что в конечном итоге спасло горстку этих структур от расправы или, по крайней мере, отсрочки в последнюю минуту.

Возможно, социальные сети сыграли свою роль в повышении осведомленности о современной архитектуре в бывшем Советском Союзе. Например, есть несколько групп в Facebook (включая эту), где люди с одинаковым пониманием делятся информацией и фотографиями на эту тему.

Instagram — еще одна полезная социальная сеть, которую мы в основном используем для демонстрации примеров советского модернизма (и другой связанной архитектуры, памятников, мемориалов и т. д. той эпохи), которые мы фотографировали в течение долгого времени.
Наша учетная запись @ArchitectonicTravels значительно выросла за последний год или около того благодаря сообществу, проявляющему неподдельный интерес к тому, что мы публикуем. Это также работает и в обратную сторону, и мы находим много вдохновения для будущих посещений региона от людей и хэштегов, за которыми мы следим в Instagram. Instagram может быть ужасной платформой для последовательных и похожих практик роста аккаунта, но этого не происходит, когда тема является нишевой.

Мы не везде были в бывшем СССР. На самом деле это далеко не так, ведь сама Родина, Россия, составляет самую большую недостающую часть нашей советской головоломки. Однако мы провели довольно много времени в соседней Украине, а также отыскали образцы современной советской архитектуры в одиннадцати странах и трех спорных отколовшихся территориях, которые когда-то принадлежали самой большой стране мира.

Выбрать двадцать пять примеров советского модернизма для сопровождения слов в этой статье было сложно и заняло столько же времени, сколько и написание самого произведения. В конце концов, я отказался от попыток сбалансировать примеры из всех бывших советских республик, которые мы посетили, и вместо этого просто выбрал те, которые я лично считаю выдающимися образцами жанра. Если вы хотите увидеть больше, перейдите в раздел «Архитектоника» нашего сайта и/или посмотрите нашу ленту в Instagram по этой теме.

Некоторые из лучших образцов советского модернизма в бывшем СССР

Бывший диспетчерский пункт международного аэропорта Звартноц

Ереван, Армения
Завершено в 1980 году
Архитекторы Спартак Хачикян, Жорж Шехлян, Артур Тарханян и Левон Черкезян3

Бывший Диспетчерская вышка Международного аэропорта Звартноц, Ереван

Филармония (Кыргызская национальная филармония имени Токтогула Сатылганова)

Бишкек, Кыргызстан
Completed 1980
Architect A. Pechonkin

Philharmonia (Kyrgyz National Philharmonic named after Toktogul Satylganov), Bishkek

October Cinema

Minsk, Belarus
Completed 1975
Architect Valentin Malyshev

October Cinema, Minsk

Sana Sanatorium

Гагра, Абхазия
Год постройки неизвестен
Архитектор неизвестен

Санаторий Сана, Гагра

Хмельницкий областной литературно-мемориальный музей Н. Островского

Shepetivka, Ukraine
Constructed 1975-1979 гг. Вронский

Коллективный дом «Романита», Кишинев

Столовая Дома писателей (Гостевой дом Союза писателей Армении)

 Севан, Армения
Завершено 1969
Архитекторы Геворг Кочар и Микаэл Мазманян

Столовая Дома писателей (Гостевой дом Союза писателей Армении), Севан

Вильнюсский похоронный дом Ритуалас (Вильнюсский дворец торжественных служб)

Вильнюс, Литва
Архитектор 1986 Č Mazūras

Вильнюсский похоронный дом Ritualas (Вильнюсский дворец торжественных служб), Вильнюс

Казахский государственный академический драматический театр им.

М.О. Ауэзова (Театр Ауэзова)

Алматы, Казахстан
Выполнен 1980
Архитекторы О. Баймурзаев, А. Кайнарбаев и М. Жаксылыков

Казахский Государственный Академический Драматический Театр им. М.О. Ауэзова (Театр Ауэзова), Алматы

Белорусский национальный технический университет (архитектурно-строительный факультет)

Минск, Беларусь
Завершено 1982
Архитекторы И. Есман и В. Анакин

Белорусский национальный технический университет (архитектурно-строительный факультет) , Минск

Украинский институт научно-технических исследований и разработок (Украинский институт научно-технической экспертизы и информации и Дом «Летающая тарелка»)

Киев, Украина
Завершено в 1971 году
Архитекторы Лев Новиков и Флориан Юрьев

Украинский институт научно-технических исследований и разработок, Киев

Вильнюсский Дворец концертов и спорта (Sporto Rūmai)

Вильнюс, Литва Завершено1 10971 Архитектор 90901
Эдуардас Хломаускас, Йонас Крюкелис и Зигмантас Лиандсбергис

Вильнюсский дворец концертов и спорта (Sporto Rūmai), Вильнюс

Спортивно-концертный комплекс Карена Демирчяна (Демирчян Арена, Спортивно-музыкальный комплекс или Амалир)

Ереван, Армения
Завершен 1983
Архитекторы А. Тарханян, С. Хачикян, Г. Погосян и Г. Мушегян

Спортивно-концертный комплекс Карена Демирчяна, Ереван

Всемирный торговый центр Рига (бывшее здание ЦК Компартии Латвии) )

Рига, Латвия
Завершено в 1974 году
Архитекторы Й. Вилчиньш, А. Удрис, Г. Асарис и А. Станиславскис

Всемирный торговый центр Рига (бывшее здание ЦК Коммунистической партии Латвии), Рига

Центральная библиотека Тбилисского государственного университета им. Иване Джавахишвили

Тбилиси, Грузия
Завершено в 1971 г.
Архитекторы Б. Маминайшвили, Н. Мгалоблишвили, З. Копаладзе, С. Качкачишвили, Н. Микадзе, С. Ревишвили, А. Сабашвили, Д. Чопикашвили и Л. Медзмариашвили

Центральная библиотека Тбилисского государственного университета им. Иване Джавахишвили, Тбилиси

Харьковский государственный академический театр оперы и балета им. Н. Лысенко

Харьков, Украина
Построено 1970-1990
Архитекторов С.Н. Миргородский, В. Д. Елизаров, Н.В. Чуприна, Р.Н. Гупало и А.П. Зыбина

Харьковский государственный академический театр оперы и балета им. Н. Лысенко, г. Харьков

Бывший центральный автовокзал

Раздан, Армения
Построен в 1976-1978 гг.

Гостиница Салют

Киев, Украина
Год постройки 1982-1984
Архитекторы А. Милецкий, Н. Слогоцкий и В. Шевченко

Salute Hotel, Kyiv

Eeritasardakan Metro Station

Yerevan, Armenia
завершен 1981
Архитектор Степэн Кюркхайан

yeritasardakan Metro Station

101110111111111111112. Столыров

Автовокзал Стрийский, Львов

Вила Ауска

Паланга, Литва
Завершено в 1979
Архитектор Я. Шипалис

Вила Ауска, Паланга

Дворец бракосочетаний

Луцк, Украина
Завершен 1985
Архитектор Владимир Мороз

Дворец бракосочетаний, г. Луцк

Дворец пионеров (ДДМ)

Днепр, Украина
Архитекторы
Завершено 1.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *